«Благодаря образованию, полученному в МИЭФ, учеба в MIT оказалась не такой уж трудной»
В 2014 году Леонид Миндюк окончил бакалавриат МИЭФ, а всего через год стал выпускником MIT и получил должность в одной из крупных американских проп-трейдинговых компаний. О том, как ему удалось пройти этот путь и почему для достижения успеха важно планировать каждый свой день, Леонид рассказал в интервью сайту МИЭФ.
— Леонид, расскажите о вашем бэкграунде и о том, как он повлиял на выбор вами университета. Почему вы вообще заинтересовались экономикой и финансами?
— Я думаю, что понимание того, чем ты хочешь заниматься в жизни, приходит благодаря семье. В моем случае все члены семьи — это математики или инженеры. Наверное, генетически, еще с детства, мне была интересна математика и ее приложения в реальной жизни. Школьником я всегда был лучшим на уроках математики, участвовал в разных олимпиадах, посещал занятия для детей на мехмате МГУ. А ближе к 8-му классу я стал смотреть на школы, в которых мог бы продолжить свое образование, и серьезно думать о направлении, на которое хотел бы поступить в вузе.
Я действительно хотел изучать математику, но в то же время понимал, что это вряд ли будет плодотворной профессией в России, где поддержка профессоров и ученых весьма ограничена. Так что я начал изучать области, в которых я мог бы найти применение своим математическим навыкам, и в какой-то момент меня заинтриговала экономика.
Свое школьное обучение я решил продолжить в англо-российской школе, которая давала возможность изучать математику и экономику на очень высоком уровне, а еще получить британский диплом. Я даже хотел поступать в британский университет, но мне было всего 16 лет, и родители не хотели отпускать меня одного жить так далеко от дома в этом возрасте. Я стал искать альтернативу в России. Диплом Всероссийской олимпиады по экономике позволял мне поступить без экзаменов в любой экономический вуз. И поскольку я был настроен после бакалавриата все-таки уехать учиться за границу, я выбрал программу двух дипломов в МИЭФ.
— Чего вы ожидали от учебы МИЭФ? И оправдались ли эти ожидания — в плане качества обучения, качества преподавания, учебного плана и проч.?
— Я хочу уточнить, что, помимо возможности получения диплома Лондонского университета, у меня были еще две веские причины выбрать именно МИЭФ. Во-первых, много умнейших людей, которых я встретил на Всероссийской олимпиаде, собирались поступать в МИЭФ, и я был бы очень рад учиться вместе с ними. Во-вторых, ряд выпускников англо-российской школы, в которой я учился до этого, очень высоко отзывались о профессорах и учебном плане в МИЭФ.
Многие говорили мне, что учиться в МИЭФ — это испытание, но оно того стоит. Но скажу, что для меня учеба не была такой уж сложной — всё благодаря очень хорошей математической и экономической подготовке, которую я получил в англо-российской школе. К тому же занятия на английском языке были для меня делом привычным. Тем не менее я всегда ощущал некоторое соперничество с однокурсниками, иногда очень напряженное, но оно очень мотивировало. Этот соревновательный дух помог мне понять, что, даже когда ты делаешь что-то очень хорошо, всегда есть возможность добиться большего. Теперь это в каком-то смысле мой жизненный девиз. Я стараюсь быть лучшим, но при этом не останавливаться на достигнутом.
— Поэтому вы решили поступить в магистратуру в США?
— МИЭФ дал мне прочный бэкграунд и лучшее образование в сфере экономики и финансов, какое я мог получить в России на бакалаврском уровне. После окончания МИЭФ я остановил свой выбор на магистерской программе по финансам (MFin) в Массачусетском технологическом институте. Честно говоря, с тем образованием, что я получил в МИЭФ, мне было гораздо проще учиться в MIT, чем некоторым моим сокурсникам по MIT, которые заканчивали очень известные мировые университеты. На последнем курсе в бакалавриате МИЭФ мы изучили много таких материалов, о которых мои будущие сокурсники и не слышали. Так что учеба в MIT давалась мне без больших сложностей, и у меня оставалось много свободного времени на знакомство со студенческими активностями в кампусе, на занятия в Гарварде (курсы взаимозачитывались) и прочие полезные вещи.
— Как бы вы в целом описали свой опыт обучения в MIT? Приходилось ли вам преодолевать какие-то сопутствующие трудности — например, в плане адаптации к новой академической культуре, социальному окружению и так далее?
— Программа, на которую я поступил, возглавляла рейтинг американских магистерских программ по финансам, и я понимаю, почему она получила такой статус. Обучение на ней было чрезвычайно интересным — можно было выбрать курсы, которые в наибольшей степени отвечали твоим интересам и карьерным целям. Многие студенты, несмотря на сложность программы, стараются набрать как можно больше курсов — столько, на сколько их физически хватит. Я, в основном, выбирал курсы по разным категориям активов и количественным инвестиционным стратегиям, но также интересовался предпринимательством и развитием лидерских навыков. Среди моих преподавателей было много хорошо известных в научной среде профессоров (J. Cox, R. Merton, A. Lo, S. Myers, S. Ross, S. Johnson) и практиков (P. Mende, M. Kritzman).
Что важно отметить: Sloan School of Management (бизнес-школа, к которой относится программа MFin и в которой была придумана большая часть современной теории финансов) является действительно частью MIT. Это не совсем типично для бизнес-школ, которые часто отделены от их материнских университетов. Но MIT придерживается концепции, что все его департаменты и все программы Sloan School of Management должны постоянно взаимодействовать. Я, например, мог посещать любые занятия в MIT и встречать людей из самых разных департаментов на образовательных и общественных мероприятиях. И я пользовался этой возможностью — ходил на занятия по математике и программированию в главном кампусе. Другой пример: я выбрал курс «Предпринимательство без границ», на котором вместе со мной занимались студенты программ MBA. В команде, которая готовила финальный проект на курсе, были я и три профессионала уровня CEO и CFO, которые уже больше 15 лет работают в крупнейших глобальных компаниях. Мы многое смогли узнать друг у друга.
— Чуть больше чем за год вы проделали путь из Москвы до Бостона, а затем до Чикаго. Прямо скажем, такие истории случаются не каждый день. Какую карьеру вы себе намечали? И почему решили сделать ее именно в США?
— Во время обучения в МИЭФ, я понял, что хочу заниматься количественными финансами и инвестициями — меня всегда привлекали рынки и финансовое моделирование. Сейчас США — это лучшее место для работы в этой сфере. Мой выбор магистратуры в MIT был связан с этим. Лучшие позиции в хедж-фондах, управлении активами и трейдинге можно найти в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. На самом деле, в каком именно городе я буду работать, не имело для меня большого значения. Так что когда я получил интересное предложение из Чикаго, то подумал: почему бы не переехать туда? И сделал это, получив должность в Consolidated Trading — одной из крупнейших проп-трейдинговых компаний.
Сейчас я работаю с газовыми опционами. Опционы, моделирование волатильности и биржевые товары были моими главными исследовательскими интересами последние несколько лет, и моя текущая работа прекрасно с ними совпала. Вообще работать в проп-трейдинге очень интересно. Всё нужно делать очень быстро, здесь много вызовов и большая конкуренция. А еще это большой риск — с экономической точки зрения. Чтобы быть успешным в этом деле, ты должен быть готов брать на себя риски и уметь ими управлять. Это одна из причин, по которой я благодарен МИЭФ и MIT. Знания и навыки, которые я развил там, очень помогают мне в нынешней работе и, я уверен, будут полезны и в дальнейшем.
— Говоря о дальнейшем — где вы видите себя, скажем, через 5-7 лет? В каком бизнесе и на какой позиции?
— Думаю, я все еще буду работать на финансовых рынках. Но какими именно активами или стратегиями я буду заниматься, точно сказать не могу, в этом плане я достаточно гибок. Тем более что рыночная среда постоянно меняется, и в такой конкурентной индустрии, какой является финансовая индустрия в США, тебе нужно постоянно исследовать новые возможности, как только они представляются. У меня есть и несколько предпринимательских задумок и установлены интересные связи, так что мне будет над чем поработать. Через несколько лет дам вам знать о своих успехах (смеется — прим. ред.).
— Возвращаясь напоследок к МИЭФ… Исходя из собственного опыта, какой совет вы могли бы дать студентам и тем, кто только задумывается о поступлении сюда? К чему им готовиться?
— Совет студентам простой: упорно трудиться и общаться вне аудитории — с профессорами и выпускниками МИЭФ. Но самый важный навык, который вам нужно развить — это тайм-менеджмент. Звучит наивно, но ежедневное планирование своего расписания отличный способ достичь долгосрочных целей.
Многие после окончания бакалавриата выбирают между работой и продолжением обучения. Я скажу так: у вас будет еще лет сорок на то, чтобы работать, а в магистратуре, за год или два, вы получите незабываемый опыт и лучшие знания в своей области. Но нужно выбрать правильную магистерскую программу — качественную, в хорошем университете, где вы можете не просто обучаться, но и развиваться как личность и завязать связи в той сфере, которой вы хотите заниматься.
Олег Серегин, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ