«Бизнес должен приносить удовольствие, иначе от него стоит отказаться»
Иван Сергеев первый выпускник бакалавриата МИЭФ, окончил программу в 2001 году. За 15 лет своей трудовой деятельности успел попробовать многое: работал в инвестиционных западных банках, был одним из управляющих директоров интернет-магазина одежды и обуви LaModa, пробовал себя в предпринимательстве. Сейчас Иван является одним из основателей компании по производству детской одежды «Бамбинизон». О своей учебе в МИЭФ, карьере и планах на будущее Иван рассказывает порталу МИЭФ.
Знания, полученные в МИЭФ, помогают до сих пор
С профессией я определился рано, уже в 7 – 8 классе школы знал, что это будет экономика. Отец окончил Финансовый Университет при Правительстве РФ, бабушка работала в банке, можно сказать, что у нас династия. Я вырос в этой атмосфере, поэтому вопроса, кем быть, у меня не возникло.
МИЭФ был чем-то новым, интересным, неизведанным. Поступать на программу без «истории» страшно не было. Возможность получить одновременно диплом сильного зарубежного вуза, не уезжая за границу, и не менее сильного российского (Вышка уже тогда была на хорошем счету) перевесила все за и против. Плюс обучение на английском языке сильно привлекало, но признаюсь, самым тяжелым в первое время в МИЭФ стал как раз английский язык, мне пришлось его подтягивать с репетитором.
МИЭФ научил учиться, понимать, как поглощать большой объем информации. Институт дал знания и друзей. Мне странно иногда слышать от своих одноклассников, что знания, полученные в институте, не пригодились им в реальной жизни. Все, чему учили в МИЭФ, мне пригодилось, вплоть до курса по программированию, который у нас был на первом курсе. Я потом лет десять использовал эти знания для того, чтобы оптимизировать свою работу в банке.
Главное – не упустить свой шанс
После окончания МИЭФ я пошел по классическому для выпускника пути – начал работать сначала в небольшом российском банке в экономическом департаменте, после чего перешел в инвестиционный голландский банк ABN AMRO в отдел корпоративных финансов, где участвовал в подготовке и проведении сделок слияний и поглощений. У меня в голове был совершенно четкий план, как следует строить карьеру: попасть в банковскую систему, понять, чем конкретно хочется заниматься, выбрать банк.
Все шло по плану, пока однажды друг не предложил мне открыть в России интернет-магазин - аналог одного из крупнейших интернет магазинов Европы – Zalando.de. Он был на этом проекте генеральным директором и набирал команду. Первым, кому он позвонил, оказался я. У нас был инвестор и финансирование, от нас требовалось – сделать интернет-магазин и построить бизнес. Шел конец 2010 года, в банковской сфере после кризиса 2008 года ощущался спад. Я решил уйти из банка практически за один день. Конечно, я серьезно размышлял над этим весь этот день, но подумал, что в банк смогу вернуться всегда, а такое предложение бывает раз в жизни. Компанию мы назвали LaModa.
LaModa и KupiVip
В интернет-магазине одежды и обуви LaModa я был одним из четырех управляющих директоров, отвечал за формирование направления, подбор менеджеров и команды закупщиков. В 2011 году я познакомился с основателем онлайн-магазина KupiVip Оскаром Хартманном и присоединился к его команде. Был директором по развитию, отвечал за закупку брендовых стоков непосредственно у бренда в Италии, контролировал привоз, обработку заказов и продажу одежды через интернет-магазин. Параллельно с этим развивал офис магазина в Лос-Анджелесе. Это был очень полезный и интересный опыт.
Такие странные люди предприниматели
Когда я учился в институте, предприниматели казались мне какими-то странными людьми. Я не понимал, зачем они занимаются бизнесом. Сам был убежден, что надо идти в международную компанию и работать там. Но потом, наверное, насытился этим. Работая в сфере корпоративных финансов, мне приходилось постоянно общаться с собственниками разных бизнесов, оценивать их компании, наблюдать за тем, как они развивают свой бизнес. Понимание, что я хочу быть предпринимателем, пришло не вдруг. Скорее это было постепенное созревание. Людям свойственно меняться, и я за 10 лет кардинально поменял свои взгляды.
Главное, чтобы бизнес не стал болью. Потому что если это так, то человек подсознательно начинает пытаться избавиться от него. Убежден, что бизнес должен приносить удовольствие, он должен быть в наслаждение. Когда я работал в офисе, подобное наслаждение испытывал только эпизодически, успешно выполнив конкретную задачу, а в бизнесе я ежедневно получаю удовольствие от того, что не просто сторонний наблюдатель, но непосредственный участник процесса. Мне важно создавать что-то своими руками, по сути, тематика бизнеса не так важна, одни и те же принципы действуют везде. Главное, чтобы был продукт, интересный людям. Но в моем случае получилась опять одежда, сейчас все мои силы направлены на развитие компании по производству детской одежды «Бамбинизон».
«Неслучайная» встреча
Я вообще не верю в случайности. Убежден, что если есть сильное желание что-то изменить, Вселенная идет навстречу твоим желаниям. При условии, конечно, что ты не просто «мучаешься», а действительно идешь к своей цели. Тогда нужная встреча, ситуация произойдут.
Первые шаги в предпринимательстве я сделал еще будучи сотрудником банка. Открыл в своем районе магазин женского белья, который просуществовал три года. Потом я его продал, потому что практически перестал контролировать этот бизнес. До этого я никогда ничего не открывал, а тут все создал с нуля.
С тех пор, я стремился найти свое дело, присматривался к разным бизнес-идеям и стартапам. Так, «случайно» мы познакомились с Александрой Кравченко-Бережной, она искала деньги на развитие своей идеи производить удобные комбинезоны со сквозной застежкой от горловины до середины спины и с клапаном, позволяющим менять ребенку подгузник, не раздевая его полностью.
Александра не только придумала оригинальное решение, но и сумела продать несколько тысяч экземпляров, а это лучший показатель предпринимательского таланта. Вначале я только консультировал Сашу по финансовым вопросам, но потом она предложила заниматься этим бизнесом совместно. Сейчас Александра является арт-директором проекта, занимается ассортиментом, созданием новых моделей, в общем, отвечает за продукт в целом. Я управляю стратегией и развитием нашего бизнеса. Моя личная задача – довести бизнес до крупного игрока на рынке детской одежды, сейчас мы еще на взлете, хоть и добились хороших результатов.
Сегодня «Бамбинизон» производит около 20 тысяч изделий в месяц, а выручка компании за 2016 год превысила 50 млн. рублей. В новом году нам надо прыгнуть больше, чем в два раза, а лучше еще больше. Нам надо готовиться выходить на европейский и американский рынок, а для этого сделать сертификацию, выработать бизнес-модель. Сейчас мы готовим патенты и регистрируем торговый знак в Европе, Америке, Китае, Японии, Израиле. Так что планов очень много.
Как стать успешным предпринимателем?
Первое правило я сформулировал для себя еще в LaModa – есть идея и вы решили ее делать – не откладывайте на завтра, делать надо сейчас. Когда люди уходят в разговоры «давайте подумаем» - это конец бизнеса. Второе правило – считать деньги. Как бы меркантильно это не звучало, но соблазн потратить деньги на какую-нибудь ерунду, возникает часто. Любой шаг нужно просчитывать, здраво оценивать все возможные альтернативы. Нужно помнить, что шаг может не сработать, готовы ли вы будете его списать, или вы потратили на реализацию этого шага последние деньги и списывать будет нечего. Если финансовая подушка есть – можно пробовать, это будет полезный опыт. В-третьих, очень важно сохранять контроль над всеми ключевыми процессами своего бизнеса. Когда вы не контролируете процесс, вся система начинает расшатываться. Нужно постараться стать максимально независимым от нанимаемых людей. Все, что можно автоматизировать - нужно автоматизировать. В-четвертых, важно работать в команде на уровне собственника. У нас с Сашей был непростой период притирки друг к другу, но сейчас есть четкое понимание, кто, в каких аспектах силен. Мы научились слышать друг друга и вырабатывать единую самую правильную точку зрения. И, наконец, не надо бояться трудностей. Затопление нашего склада с комбинезонами было не единственной неприятностью. Было сложно. Когда мы искали деньги, разговоры ни о чем, постоянные сомнения, но я не мог все это бросить. Хотелось дойти до какого-то логического завершения. Трудности на пути посылаются для того, чтобы человек понял, действительно ли ему все это нужно. Возможно, прозвучит высокопарно, но ты должен быть достоин того результата, которого хочешь достичь.
P.S.
Свободное время провожу на тренировках с тренером по борьбе. Это что-то между айкидо и классической борьбой. Занятия помогают избегать состояний внутренней паники, проясняют ум, дарят ощущения внутренней тишины, покоя. Можно не знать, чем все закончиться, но при этом четко понимать, что надо делать. И вот это самое главное. Раньше занимался теннисом, лыжами, конкуром. Сейчас времени хватает только на борьбу.
95% времени уходит на Бамбинизон, но я еще сотрудничаю с компанией orangecapital.ru, выступаю в роли эксперта, консультирую компании по финансовым, экономическим вопросам. Это такая отсылка к прошлой жизни. Одним пальцем я все-таки остался там, в банковской, финансовой сфере.
Анастасия Чумак, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ