«Главное, чему научил нас МИЭФ, — трудиться по-настоящему»
Таисия Матросова окончила бакалавриат МИЭФ в 2016 году с дипломом Лондонского университета первой степени отличия, а недавно завершила обучение на магистерской программе по финансам в Imperial College Business School в Лондоне. О неслучайных случайностях, секретах «выживания» в Imperial College и полезных навыках для зарубежной магистратуры, которые дает МИЭФ, Таисия рассказала в интервью.
Подружиться с экономикой и поступить в МИЭФ
Свое будущее я решила связать с экономикой ещё в 10 классе, когда перешла в экономический класс в новой школе. Тогда это скорее было идеей моей мамы, а я не была против. С экономикой до того момента я не сталкивалась, но в целом хорошо училась, и проблем с новым предметом не должно было возникнуть. Думаю, когда мама нашла ту школу, она уже держала в голове, что в будущем я могу пойти учиться в МИЭФ или просто в Вышку. Моя новая школа была во многом похожа на МИЭФ: мы так же учились по двум программам — российской и британской — и сдавали выпускные экзамены обеих стран. Так что школа была своеобразной переходной ступенькой и хорошей подготовкой к учебе в МИЭФ. С экономикой мы в итоге подружились, и все сложилось.
На момент подачи документов в вуз МИЭФ был моим приоритетным вариантом. Тем не менее, я подалась еще на экономический факультет Вышки, а также на совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Еще и прошла вступительные испытания в МГУ и МГИМО. В МГУ, например, поступила на бюджет экономического факультета, но в итоге решила пойти в МИЭФ. Важным фактором было и то, что я получила 75% скидку на обучение по результатам ЕГЭ. Я знала, что скидка может слететь в процессе учебы, но даже в худшем случае моя скидка могла опуститься только до 60%, что давало некую уверенность.
Если же говорить о причинах поступать именно в МИЭФ, думаю, тут все стандартно: двойной диплом, мировые стандарты обучения, упор на самообучение, высокие планки, возможность в будущем продолжить обучение за границей, состав преподавателей — этот список можно продолжать бесконечно. Также я выбрала МИЭФ из-за людей: угадать заранее было, конечно, нельзя, но я ожидала, что моими однокурсниками станут самые способные и трудолюбивые люди, обучение среди которых будет мотивировать меня развиваться. В целом все так и вышло, и с выбором я не прогадала.
Я слышала это от многих выпускников МИЭФ и готова повторить эту мысль еще не раз: главное, чему научил нас МИЭФ, — трудиться. По-настоящему трудиться. Думаю, если сравнить лучших студентов экономических факультетов других вузов и «среднячок» МИЭФ, наш «среднячок» будет на гораздо более высоком уровне. Это касается не только получения знаний, но и отношения к труду в целом. У нас круглосуточно учились и отличники, и двоечники. Я думаю, это очень показательный фактор. Конечно, когда мы были студентами, то часто завидовали своим бывшим одноклассникам из-за того, что их студенческая жизнь в чем-то более насыщенная и яркая. Но, во-первых, наша студенческая жизнь была не хуже, а во-вторых, в итоге мы сейчас находимся в гораздо более выгодном положении в жизни. И это главное.
Как поступить в Imperial College и «выжить» там
При выборе магистратуры я очень детально изучала все университеты и программы, смотрела их сайты, каналы в YouTube, участвовала в вебинарах. Это позволило мне сформировать реалистичные ожидания о предстоящей магистратуре, так что они оправдались полностью и даже больше. При поступлении на нашу программу нужно было записать self-recorded интервью, то есть подключиться к системе и нажать на кнопку «старт». После этого озвучивался записанный заранее вопрос, давалось примерно 30 секунд на размышления, потом включалась камера, и я отвечала на вопрос в течение 2-3 минут. Всего вопросов было около семи, и это были стандартные motivation & fit questions: я рассказывала, почему хочу учиться в Империале, почему именно на этой программе, как бы меня описали друзья и т.д. Помню, последним мне попался ролик, где меня спросили, как бы я инвестировала 1000 фунтов — такого вопроса я не ожидала, и пришлось выкручиваться.
Программа MSc Finance абсолютно заслуженно считается одной из лучших магистерских программ по финансам, и я до сих пор не могу до конца осознать, что каким-то образом стала частью всей этой сказки. Несмотря на то, что в МИЭФ я прошла отличную школу, выжить в Imperial оказалось не так уж и просто. Учеба была очень интенсивной, а ведь одновременно с ней надо было и искать работу, и общаться с новыми однокурсниками, и ходить на различные мероприятия. А еще исследовать Лондон! Но все мои ожидания оправдались. Когда-то я мечтала поступить в LSE и была очень расстроена, когда они прислали мне отказ, но сейчас я очень рада, что судьба свела меня с Империалом. Думаю, так и должно было случиться.
Встречи, практикоориентированность и вдохновляющие однокурсники
Думаю, самым полезным и важным для карьеры на программе MSc Finance были три вещи. Первая — это фокус на карьерных мероприятиях, на которые нас всячески мотивировали ходить. Например, все вечера сентября у нас были заняты встречами с представителями бизнеса — к нам с небольшими выступлениями приходили bulge bracket banks и investment boutiques, рассказывали об особенностях работы, на что важно обратить внимание и так далее. А завершались все эти мероприятия сессиями, когда можно было подойти к любому из спикеров и задать ему интересующие тебя вопросы. Империал даже напечатал нам всем визитки, так что все активно обменивались визитками с гостями и добавляли их потом в LinkedIn. Я слышала о случаях, когда люди находили себе работу или как минимум обеспечивали себе преимущество во время отбора с помощью таких мероприятий, но лично таких примеров не знаю. Если честно, то тогда я считала это лишним, потому что банкир не запомнит никого из обступивших его 20 студентов, но сейчас понимаю, что это, как минимум, был отличный шанс спросить что-то, что потом поможет тебе ответить на каверзный вопрос на собеседовании. Плюс, это хорошая практика small talk — у нас в России это вообще не развито, зато европейцы владеют этим в совершенстве, так что если хочешь влиться в среду, то нужно обязательно тренироваться.
Вторая ключевая вещь — это применимость предметов на практике. У нас не было теоретических предметов (поэтому я и выбрала эту программу), и с самого первого дня мы учились оценивать опционы, строить финансовые модели, структурировать сделки. Даже диплом у нас был прикладной. Точнее, можно было выбрать между Applied Project и Research Project. Второе — это классический диплом в России, когда ты «гоняешь» регрессии и пытаешься выявить связи между элементами. Но большинство студентов выбирало Applied Project, в котором можно было либо оценить компанию, либо замоделировать финансовую сделку (например, сделку слияния или поглощения). Интересно было и то, что сделку можно было взять как настоящую (например, многие выбрали попытку Kraft Heinz купить Unilever), так и придумать свою. Я, например, делала финансируемый выкуп (Leveraged Buyout) компании Burberry — сама это придумала и замоделировала. Было очень интересно и одновременно непросто, потому что в процессе построения модели постоянно возникали вещи, которые были мне непонятны и в которых пришлось разбираться самой.
Ну и наконец, серьезным мотиватором были мои однокурсники. У нас на программе училось много европейцев — французы, швейцарцы, итальянцы, немцы. Были студенты и из восточной Европы, например, из Хорватии и Сербии. Также было несколько человек с Ближнего Востока, пара человек из Африки, один американец и три британца. Была девочка из России и девочка из Украины. А китайцев на нашей программе было около 25%.
Как бы хорошо МИЭФ не подготовил нас к обучению и жизни за границей, все равно чувствовалась разница между, например, мной и европейцами. Все ребята были нереально мотивированными, пахали круглый день и еще успевали находить время на отдых и общение, все уже успели поработать в финансовой сфере, критично относились к тому, что нам рассказывали преподаватели и постоянно задавали вопросы и в итоге получили предложения от лучших банков и других финансовых организаций. Общение с ними в буквальном смысле открыто мне глаза на то, как выглядит финансовый мир, какие в нем существуют подводные камни, с какими людьми ты в нем встретишься.
Особенности программы: работа в команде и над реальными кейсами
Могу рассказать про одно интересное отличие моей программы: у нас, фактически, не было домашних заданий. Точнее, задания были, но все они были в форме групповых курсовых работ. По одним предметам по группам нас распределял преподаватель, по другим мы создавали группы сами, а по предметам по выбору наши группы вообще состояли из людей с разных финансовых программ. Задания эти были гораздо объемнее обычной российской домашки и заключались не в решении задачки, а в решении какого-нибудь бизнес-кейса. Например, по курсу M&A мы разбирали поглощение компании Cadbury компанией Kraft, причем на этом кейсе мы успели разобрать разные темы: сами оценивали эту сделку, вычисляли максимально возможную премию при поглощении, разбирали стратегические способы защиты от поглощения, думали над возможными способами финансирования сделки.
Я считаю, что у такого подхода к обучению сплошные плюсы. Во-первых, ты учишься строить большую модель от начала до конца, а не, как это обычно бывает, решаешь задачку, которая покрывает лишь малую часть этой модели. Во-вторых, ты учишься работать в команде. И насколько бы мы ни были уверены, что и так это умеем, все равно всегда есть, чему поучиться. Особенно когда все члены твоей команды с разных курсов, у всех разное расписание и разные проекты и вообще вы друг друга не знаете и не уверены, можно ли кому-то доверить делать часть проекта полностью самостоятельно. В-третьих, работать над реальными кейсами гораздо интереснее. Кому не интересно вдруг выяснить с помощью своего анализа, что Kraft переплатил за Cadbury? Вот если бы их банкиры наняли нас, мы бы такого не допустили!
А что кроме учебы?
До переезда в Лондон в Англии я никогда не была, но всегда была влюблена и в английский язык, и в английскую историю и традиции. Сам переезд был для меня чем-то волшебным — я бесконечно благодарна всем, кто помог мне воплотить все давнишние мечты в реальность (а особенно я благодарна моей маме!). В Лондоне я уже изучила каждый уголок, хотя все равно всегда находится какое-нибудь милое и красивое местечко, о котором ты раньше не знал. Все мои любимые места в Лондоне находятся в районе South Kensington — как раз там, где находится и Imperial. Тут и главные музеи Лондона, и невероятно красивые богатые кварталы, и Кенсингтонские сады, в которых находится дворец, где живут принц Уильям с Кейт Миддлтон и теперь принц Гарри с Меган Маркл. А королевская семья — это еще одна моя любовь в Англии! Кстати, я была в Виндзоре за пару дней до свадьбы Гарри и Меган, которая прошла в мае этого года, и уже тогда атмосфера была просто невероятная. Вообще я люблю британцев за их способность сохранять древние (и даже самые нелепые) традиции, но одновременно с этим быть одной из самых передовых наций в мире.
Также мне удалось за время жизни в Лондоне объездить всю Великобританию — спасибо моим друзьям (которые, кстати, тоже были из МИЭФ) за инициативность и нежелание сидеть на месте. Мы были в западной и северной Англии, ездили в Шотландию и Уэльс. Все это были потрясающие и незабываемые поездки на машине, в результате которых я влюбилась еще и в британскую «деревню».
Карьерный план
Академическую карьеру я для себя не рассматриваю. На данный момент я работаю в управленческом консалтинге и всячески пытаюсь подружиться с этой сферой. Уже сейчас мне очевидно, насколько работа в консалтинге расширяет кругозор и помогает познакомиться с бизнесом, причем, действительно углубиться в то, как что работает.
Мне интересно узнавать о том, как компании, работающие в разных индустриях, выстраивают свои процессы. Например, я успела уже поработать на проектах в сфере розничной торговли и химической промышленности. С другой стороны, я чувствую, что в моей работе мне не хватает связи с финансами — в конце концов, не зря же я училась на одной из лучших финансовых программ мира! Не могу пока четко сказать, в какой сфере я в итоге буду прокладывать свой профессиональный путь, об этом говорить еще рано. А пока посмотрим, как сложатся мои отношения с консалтингом.
Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ