• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа по экономике и финансам»

08
Декабрь

«Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами ведущих мировых вузов»

Сложно ли поступить в иностранный вуз? Что российские студенты делают не так, когда начинают учиться за границей? Сможет ли искусственный интеллект полностью заменить человека в финансах? Об этом и многом другом в интервью рассказал Георгий Чабакаури, профессор Лондонской школы экономики и член международного академического комитета МИЭФ.

«Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами ведущих мировых вузов»

Расскажете о своем карьерном пути и научных интересах? 

Я окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ по специальности «Прикладная математика» и поступил в аспирантуру. Уже в аспирантуре я заинтересовался математическими задачами экономики, которые возникают в теории игр и теории оценки активов. Оказалось, что многие навыки, которые я получил, занимаясь математикой, находят применение в экономике. Это и определило мой путь. Параллельно с аспирантурой МГУ я поступил в РЭШ, а после окончания РЭШ и защиты диссертации в МГУ уехал учиться на программу PhD в Лондонскую школу бизнеса. Сейчас область моих научных интересов — это методы оценки финансовых активов и асимметрия информации и ее влияние на финансовые рынки.

Когда вы начали сотрудничать с МИЭФ? 

Я давно слежу за жизнью МИЭФ и время от времени знакомлюсь с его выпускниками. Первый раз я побывал в МИЭФ в 2012 году, когда был приглашен на ежегодную конференцию — так и началось наше сотрудничество.

Вы являетесь международным экзаменатором. Что представляют собой экзамены с участием международных экспертов? В чем заключаются ваши обязанности?

Во-первых, как международный экзаменатор я контролирую уровень соответствия экзамена и в частности его структуры международным стандартам, в том числе LSE. Я слежу, чтобы экзаменационные вопросы были ясными, но при этом позволяли в полной мере оценить знания студентов, а также за тем, чтобы оценки выставлялись справедливо, а критерии оценивания работ студентов были четкими и одинаковыми для всех. Просмотр экзаменационных оценок и ответов студентов иногда позволяет диагностировать проблемы в преподавании курса. В этом случае я стараюсь на основании своего опыта подсказать пути для улучшения преподавания.

Что кажется вам самым главным и ценным в образовании, которое МИЭФ предлагает студентам сегодня?

МИЭФ дает современное и достаточно полное образование, соответствующее мировым стандартам, учит думать и развивать экономическую интуицию и аналитические способности, которые можно применять в нестандартных ситуациях. Кроме того, студенты имеют возможность слушать лекции преподавателей, которые сами активно заняты исследованиями в тех областях, о которых рассказывают на лекциях. 

Каков уровень студентов МИЭФ на фоне их однокурсников из других вузов мира? 

МИЭФ — одно из ведущих учебных заведений России, и уровень студентов здесь очень высокий. Лучшие студенты МИЭФ находятся на одном уровне со студентами многих мировых ведущих вузов. Неслучайно они успешно продолжают обучение в ведущих мировых университетах на магистерских программах и аспирантурах. 

К чему надо быть готовым, если хочешь продолжить учебу в зарубежном вузе?

Я не думаю, что выпускнику МИЭФ нужна какая-то специальная подготовка в плане дополнительных знаний или курсов. Структура обучения на западе похожа на то, что студенты видят в МИЭФ, в этом и была цель создания такого уникального вуза. Нужно, конечно, быть готовым к тяжелому труду и привыкать к жизни в другой стране в новых условиях. 

Какие, по вашему опыту, главные заблуждения и ошибки совершает человек, решивший уехать учиться за границу?

Мне встречались студенты из России, которые переставали интенсивно заниматься, попав в зарубежные университеты. Они думали, что смогут продержаться на “запасах” знаний, которые получили в России. Но это, как правило, не срабатывает. 

Еще нужно тщательно подходить к выбору программы, чтобы она по-хорошему вас волновала. Бывает так, что студент выбирает программу, только из-за того, что поступить на нее легко, а учиться становится не интересно. 

Я думаю, важно этого избежать. Нужно узнать, какие курсы изучаются в программе, и сопоставить их со своими жизненными целями, интересами и карьерными устремлениями.

(C) courtesy of Swedish House of Finance

Как изменилось экономическое образование в России и мире за последние годы? 

В России сейчас можно получить качественное экономическое образование на уровне ведущих мировых программ, и это очень радует. Экономическое образование в мире движется в сторону практических знаний и навыков работы с данными, которые необходимы для принятия решений и анализа ситуаций. Теория и модели сейчас менее интересны студентам, и это, наверное, закономерно. В бизнес-школах отмечается интерес к предметам, связанным с предпринимательской деятельностью, а многие университеты создают программы, связанные с применением новых технологий для ведения коммерческой деятельности.

Как вам кажется, что будет происходить в будущем с профессией экономиста, финансиста? Сможет ли искусственный интеллект однажды заменить человека?

Я думаю, что искусственный интеллект может изменить много профессий, в том числе и связанных с экономикой. Например, технологии машинного обучения сейчас выводят на принципиально новый уровень торговлю активами и поиск прибыльных инвестиций на рынках. Торговля активами уже может производиться компьютерами в автоматическом режиме без участия людей. Тем не менее, я думаю, что нет непосредственной угрозы профессии экономиста. Экономика — очень сложная наука, в которой еще остается много чего неизученного. Для анализа экономических проблем необходимы значительные интеллектуальные усилия, нестандартные подходы и творческие озарения. 

Сейчас не существует систем ИИ, которые смогли бы даже понять, что такое финансовый кризис, а о возможных путях выхода из него даже нет речи. 

Это может измениться в будущем, но думаю, что такие профессии, как экономист, математик, физик, биолог и т.д., которые имеют дело с трудно формализуемыми объектами, исчезнут одними из самых последних. 

Следите ли вы за траекториями развития выпускников МИЭФ? 

Некоторые студенты МИЭФ обучались в аспирантурах LSE и других известных университетов, и я поддерживаю с ними контакты. Например, выпускница МИЭФ и LSE Светлана Брызгалова сейчас является профессором Лондонской школы бизнеса и активно занимается исследовательской работой. Многие выпускники МИЭФ окончившие аспирантуры ведущих университетов, еще в самом начале своей карьеры, но думаю, что очень скоро мы будем свидетелями их историй успеха.

Софья Урманчеева, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ