«В МИЭФ дают широкое образование, что позволяет быть гибким в выборе профессии»
Светлана Павлова закончила бакалавриат МИЭФ в 2003 году, получив стипендию для продолжения учебы в LBS (London Business School). Сейчас Светлана работает в компании Moody’s Investors Service аналитиком по банковскому сектору в ранге вице-президента. В интервью она рассказала, как получить стипендию в LBS через академический нетворкинг, чем работа в IB отличается от рейтинговых агентств и почему МИЭФ дает не только дипломы, но и лучших друзей.
Как помогла случайность
Экономическое образование я выбрала для себя в 9 классе. В 10 классе пошла поступать в школу при «Плехановке», про Вышку — а это был 1997 год — я тогда еще не слышала. Получилось так, что я поступила не в ту школу, куда планировала, но выяснилось, что с ней сотрудничает Вышка и многие лучшие выпускники поступают именно туда. Я отучилась там и в итоге поступила в Вышку без экзаменов благодаря тому, что выиграла Московскую городскую олимпиаду по экономике. Летом мне позвонили из учебной части и сказали — не хотите ли как победитель олимпиады пройти собеседование по английскому языку на платную программу, куда можно поступить по олимпиаде? Так меня взяли на одно из двух бюджетных мест в бакалавриат МИЭФ.
Как МИЭФ готовит к поступлению за рубеж
На первом курсе я поняла, что после двухдипломной программы мне будет легче поступить в крупный зарубежный вуз. На 4 курсе я начала изучать варианты и направлять портфолио в разные университеты за рубеж, при этом понимая, что оплатить там учебу не смогу в силу ее дороговизны. Я поставила цель: получить стипендию на учебу, и ее мне неожиданно предложили в LBS благодаря профессору Амосу Витцтуму. Он приезжал в МИЭФ читать лекции и предложил мне подать документы на PhD-программу LBS, где студенты учатся бесплатно и получают пособие.
Честно говоря, я не планировала строить научную карьеру, но получить исследовательский опыт на таком уровне было крайне интересно. На старших курсах я поняла, что хочу работать в инвестиционном банке. Обучаясь в МИЭФ, я проходила практику в казначействе банка, где занималась проектами, связанными с инвестиционным анализом.
Практика определила мою дальнейшую карьеру и дала понять, что мне очень нравится такая работа
Я проучилась в LBS два года, хотя PhD-программа рассчитана на 4-5 лет (2 года — это минимальное время, за которое можно получить магистерский диплом). После этого я вернулась в Москву, и после одного из первых интервью в «Альфа-банк» я получила работу. Руководитель отдела смотрел резюме: «В Англии учились? Очень хорошо: значит, английский знаешь». Меня приняли в подразделение аналитики рынка акций. Сейчас точно также на работодателя действует диплом выпускника МИЭФ.
Как работает среда МИЭФ
Над тем, чем особенны люди МИЭФ, я думала очень много. Это почти философский вопрос. До сих пор меня окружают друзья и коллеги, которые учились в МИЭФ. Почему так? Наверное, дело в том, что МИЭФ объединяет всех в целеустремленности и стремлении «взять лучшую планку», это здоровая соревновательность и при этом взаимоподдержка. Преподаватели относились к нам по-особенному, как к равным, это позволяет тебе расти как личности и не бояться иметь и защищать свою позицию.
В связи с дисциплинами, которые мне очень пригодились в работе, я частно вспоминаю Ирину Васильевну Ивашковскую и корпоративные финансы, поскольку вся моя работа связана с этим направлением. Я очень ей благодарна за фундамент, которые она заложила во время моей учебы, и за то, что «грызть гранит науки» с ней было интересно. Конечно, и другие преподаватели сделали огромный вклад в мой профессиональный успех, в частности Олег Олегович Замков, он преподавал нам эконометрику и пригласил меня поучаствовать в издании своей научной брошюры — это был мой первый взрослый проект.
Большую роль в формировании той особой атмосферы МИЭФ играет коммуникация с глобальным университетским сообществом. К нам регулярно приезжали профессора из зарубежных университетов, в частности из Лондона, чтобы почитать лекции и пообщаться со студентами.
Почему для работы я выбрала Москву
Действительно, многие выпускники МИЭФ делают прекрасную карьеру за рубежом, особенно в Лондоне, поскольку зачастую поступают в британские магистратуры. Например, я дружу с Юлией Чекунаевой, моей однокурсницей, которая после учебы в Университете Уорвика сделала блестящую карьеру в лондонском офисе Goldman Sachs, за что получила премию «Золотая Вышка». Таких примеров много, и то, что мой карьерный трек несколько отличается от коллег, связан с желанием уйти от академической карьеры, которая мне «грозила» в Лондоне. Я получила очень много от учебы там, но все время меня не покидало ощущение, что я не на своем месте. К концу второго года жизни в Лондоне у меня сформировалось стойкое желание вернуться домой, где все родное, знакомое и привычное.
В «Альфа-банке» я начала с позиции младшего аналитика по макроэкономике и банковскому сектору в рамках отдела аналитики по рынку акций. Моим первым руководителем стала Наталия Орлова, известный российский аналитик в мире финансов, главный экономист «Альфа-банка». На меня свалилась невероятная ответственность, благодаря чему я очень быстро выросла. Трудно представить, что младшему аналитику поручают поехать на переговоры в Казахстан, встретиться там со всеми банками, вернуться и написать отчет. Довольно скоро меня переманили в «Ренессанс Капитал», где предстояло анализировать только банки, что мне было (и остается) интересно и близко в отличие от макроэкономики.
Как стать востребованным специалистом
На тот момент на российском рынке специалистов с международным дипломом было очень мало, хотя рынок быстро рос. В «Ренессансе» был сумасшедший ритм работы, когда ты не считаешь часов, и мне это нравилось. У меня был замечательный начальник, которого я до сих пор считаю своим учителем и по банковской аналитике, и по важнейшим практическим аспектам профессии — Дэвид Нэнгл, который приехал из Лондона выстраивать аналитику по банкам СНГ и много лет успешно работал на благо нашей финансовой системы. Он делился со мной своим богатым профессиональным опытом, множеством ценных советов и лайфхаков и, конечно, своей международной экспертизой. В целом в банке была молодая динамичная команда, были командировки, вечеринки, атмосфера была воодушевляющая, полная драйва и очень профессиональная.
Тогда, будучи младшим аналитиком «Ренессанса», я видела топ-менеджмент Сбербанка не реже, чем сейчас будучи вице-президентом Moody’s; довелось принимать участие в крупнейшем российском банковском IPO — ВТБ. В тот момент рынок был настолько живой и открытый, что я рада была получить такой многогранный опыт общения с аналитиками — лидерами индустрии по всему миру. Я занималась СНГ, но потом мне поручили банки Восточной Европы, а это несколько другой, более зрелый рынок. Как первая полноценная работа для молодого специалиста в области инвестиций это был один из лучших опытов, который можно было получить на тот момент.
Как найти баланс между жизнью и работой
Со слов моих коллег по индустрии рейтинговые агентства — это было «так скучно». Но в момент кризиса, когда я ушла из «Ренессанса» и искала новую позицию, мне этот вариант показался интересным. Мне было важно найти работу, которая соответствовала бы моему новому образу жизни, в тот момент у меня появилась семья и планы на детей. На этот раз на рынок я вышла с запросом на work life balance, и рейтинговые агентства как комфортное место работы неожиданно удовлетворили мой запрос.
При этом мне вовсе не хотелось профессионально деградировать, я хотела оставаться в сфере инвестиций, вести коммуникацию с крупными банками, с лидерами рынка, быть в контексте финансовой жизни. В Moody's я могу самостоятельно планировать рабочий день, у меня стоят задачи на несколько месяцев вперед, я точно знаю, когда мне требуется завершить какой-либо из проектов. И руководство с уважением относится к праву сотрудников на личное время, стремится распределять нагрузку, чтобы все могли укладываться в рабочие часы. Конечно, такой подход к работе помогает оставлять время на детей, себя и какие-то другие радости жизни.
Чем аналитика по акциям отличается от рейтингового агентства
В МИЭФ дают широкое и фундаментальное образование. Например, в рамках курса корпоративных финансов учат оценивать и акции, и долговые инструменты, и компании в целом, что позволяет в дальнейшем быть гибким по части выбора направления и профессии в целом. Дело в том, что как аналитик акций я 90% времени смотрела на отчеты банков о прибылях и убытках (P&L), строя прогнозы, необходимые для оценки акций. Теперь я смотрю на P&L, 10% времени, а остальные 90% анализирую банковский баланс, кредитный портфель, думая не столько о потенциале роста, сколько о рисках того, что кредиторы понесут убытки. В этом основная разница между аналитикой по акциям и рейтинговым агентством.
Первое время было не просто переключить себя с привычного «ура» при виде роста темпов крелитования на «ой-ой», потому что теперь рост — это плохо. В остальном навыки работы в IB пригождаются в том же объеме. Например, оказалось крайне ценным умение писать отчеты — сейчас меня как профессионала в частности ценят именно за этот навык. Это мое преимущество в компании, поэтому я получаю в работу проекты, где важно провести работу такого рода особенно качественно.
Я очень рада именно тому, что обладаю навыком «райтинга», который приобрела в МИЭФ. Мы учились писать по-английски в рамках профессиональной тематики сразу с первого курса, а позже, когда сдавали международные экзамены, прокачивали навыки не только в аналитических отчетах, но и в эссе, и в курсовых работах. Когда я начинала карьеру, это было редкое преимущество на рынке труда.
Почему они возвращаются
Выпускники МИЭФ — очень дружное сообщество, они не расстаются с родным университетом и всячески ему помогают, особенно в карьерных вопросах. Недавно я выступила организатором совместного мероприятия Центра карьеры МИЭФ и Moody's, для меня это был первый опыт такого сотрудничества. Сейчас мои обязанности как специалиста связаны с корпоративной социальной ответственностью, и одно из направлений моей работы — профориентационная помощь будущим финансистам. Когда у компании появилась такая цель, первое, о чем я подумала — надо сделать совместный проект с МИЭФ. Первое мероприятие прошло у нас в апреле 2021 года, мы проводили мок-интервью по «Зуму» и собеседовали 12 студентов на несколько гипотетических позиций в компании Moody's, а в заключении давали подробную обратную связь и рекомендации по подготовке.
В Москве у компании офис небольшой, порядка 35-40 человек, из них около 20 — аналитический отдел, двое — выпускники МИЭФ. Это неплохой показатель и говорит о том, что как бренд института себя зарекомендовал на российском, и на международном рынке. Что касается личных отношений, то точно могу сказать, что МИЭФ — это семья лучших друзей, отношения с которыми только крепнут по жизни.