Студентки МИЭФ провели семестр по обмену в Университете Билги (Стамбул)
Три студентки 3 курса бакалавриата МИЭФ вернулись из Университета Билги, где обучались в течение семестра, с сентября 2022 по январь 2023, по обмену. Девушки рассказали, почему выбрали этот университет, как там проходило обучение и чем полезен не только академический, но и культурный обмен.
С 2015 года реализуется программа студенческого обмена между МИЭФ НИУ ВШЭ и Университетом Билги в Стамбуле, который также является Уполномоченным центром (Recognised Teaching Centre) Лондонского университета (ЛУ) и успешно поддерживает международные академические стандарты в области экономических и финансовых дисциплин и программ. В Университете Билги работают исследователи и преподаватели высокого класса, имеющие международную ученую степень PhD.
В этом году в Билги побывали студентки бакалавриата МИЭФ Варвара Стефанова, Елизавета Егорова и Евфросиния Сахно. Они обучались по специальному учебному плану, который позволит им в конце года сдать экзамены как в МИЭФ, так и на Международной программе Лондонского университета. Студентки изучили курсы «Финансовые рынки и оценка активов», «Микроэкономика», «Эконометрика», «Управленческий учет» и «Социология труда». Они успешно сдали все экзамены в Университете Билги, а их высокие оценки войдут в итоговые результаты учебного года в МИЭФ.
Также студенты МИЭФ имеют возможность поехать и в другие университеты, недавно наряду со Стамбулом они обучались в Риме, Лондоне и Чэнду – об этом можно почитать здесь.
Рассказывают студентки:
Евфросиния Сахно:
В Билги система обучения схожа с бакалавриатом МИЭФ, поскольку обе программы создавались как программы двух дипломов с Лондонским университетом. Было очевидно, что если поехать туда учиться по обмену, то будет легко встроиться в учебный процесс и без особых проблем перезачесть полученные оценки. Еще на тот момент у меня были свежи воспоминания о поездке в Стамбул, где мне очень понравилось, я понимала, что это красивый и теплый город, в котором будет приятно пожить и тем более поучиться.
Мы приехали в Университет Билги чуть позже, чем планировали, поскольку возникли задержки с визой. Первое воспоминание об учебе в Билги – это семинар по эконометрике, было сложновато и необычно, потому что группу составляли всего восемь человек, включая нас – трех студенток по обмену. Нас много спрашивали устно, все ребята отвечали на отлично, уровень знаний явно был на высоком уровне. Мне показалось все же, что мы глубже знаем предметы и подготовлены лучше, потому что нам дают больше, чем предполагает программа Лондонского университета – в этом сильный плюс МИЭФ. Поэтому в Билги привычные дисциплины давались легче, и у нас было время ближе познакомиться с университетом и городом.
Нас сразу поразила красота и уют кампуса. Мне вообще кажется, что атмосфера Билги – самая прекрасная часть этого университета. Территория, по сути, представляет собой большой парк с множеством корпусов, где находятся аудитории, офисы преподавателей и администрации. В кампусе очень много кафе и несколько ресторанов, повсюду можно присесть за деревянные столы, поесть, позаниматься или пообщаться с друзьями за чашечкой кофе.
Я все время ощущала себя героиней фильма про красивую студенческую жизнь
Из-за такого устройства университета студенты обычно чувствуют себя расслабленно и спокойно, отчасти потому, что постоянно находятся на природе, среди живописных архитектурных ландшафтов. Это находит отражение и в процессе обучения – ты не ощущаешь никакого давления со стороны преподавателей, занимаешься в комфортном для себя темпе, при этом успевая знакомиться с жизнью университета. Например, мы как-то попали на ярмарку студенческих организаций и увидели невероятное число секций на любой вкус, от танцев до клуба по медитациям. В другой день проводился праздник, посвященный студентам по обмену и их разнообразной культуре, в частности – национальной кухне. Все танцевали, общались и рассказывали о своих традициях, что очень сблизило многих ребят из разных стран.
Опыт обучения за рубежом меня очень вдохновил, потому что я поняла, как учатся студенты в другой стране и чем вообще живут. Было необычно слышать во время занятий пение муллы, стоять в перерывах на балконе, любуясь парком, обсуждать с однокурсниками культурные отличия наших стран, подмечать и изучать интересные привычки жителей Турции.
Мы окунулись в совершенно новую для нас атмосферу, которая подарила свежий взгляд на привычную жизнь
Это важный и незабываемый опыт, который дарит новые эмоции и помогает лучше разобраться в себе, а также полезное дополнение к учебе. Обновленный кругозор поможет мне в дальнейшем лучше разбираться в экономических процессах, рассматривая их также с точки зрения культурных феноменов, и в целом выбрать более творческую работу.
Варвара Стефанова:
Я выбрала поездку в Унниверситет Билги потому, что там похожая на МИЭФ учебная программа – это позволяло освоить необходимый материал без долгов по возвращении. Кроме того, в Билги я смогла поехать как студентка МИЭФ, даже не будучи в топе рейтинга – оказывается, и у таких, как я, тоже есть хорошие возможности учебы по обмену.
С первого дня в Билги меня взяли под крыло мои одногруппницы, которые показали, где в кампусе можно поесть и куда идти на занятия, а также рассказали, к кому обращаться по организационным вопросам. Встроиться в процесс учебы оказалось довольно легко, многие студенты на мой взгляд расслабленно относились к лекциям и семинарам и будто ловили все на слух, почти никто не вел конспекты. Результаты студентов на сессиях были довольно высокими, однако сложно сравнивать успеваемость в Билги с нашей, поскольку рейтинг в МИЭФ и в Вышке в целом складывается из более комплексных показателей, таких как активность на семинарах, домашние задания, квизы, проекты, посещаемость.
В Билги есть свои особенности в обучении – например, занятие длится 50 минут, за ним 10-минутный перерыв, во время которого все выходят на балкон поболтать и полюбоваться парком. Такая комбинация из занятия и перерыва повторяется трижды в рамках одного предмета, так что утомления у студентов не наступает.
Все же в некоторых моментах мне было непросто. Очень много материала приходилось изучать самостоятельно. Самообучение присутствует и в МИЭФ, но все же базу нам рассказывают весьма основательно, включая презентации, дополнительные материалы и другие направляющие. В итоге экзамен по микроэкономике, который я писала по возвращении в МИЭФ, прошел не очень удачно.
Я поняла важную вещь: для усвоения материала и его воспроизведения на экзамене мне очень важно посещать семинары, где подробно разбираются схожие задачи
К тому же курс макроэкономики в Билги растянут на год, тогда как в МИЭФ его проходят за полгода и более углубленно. Догонять курс мне придется уже во втором семестре.
Считаю, что опыт обмена однозначно ценный. Нам удалось погрузиться в совершенно иную студенческую жизнь, полностью отличающуюся от московской. После занятий можно было сесть в такси, где водитель разговаривал с нами по-турецки и шутил через гугл-переводчик, приехать на берег Босфора, прогуляться вдоль пролива, поесть вкусный кебаб в местной забегаловке, пройтись до дома в сопровождении соседских собак, которые лаем защищали нас от проезжающих машин. Вечером мы с одногруппниками ужинали в компании кошек, которые так и норовили отнять у нас кусочек. Все это в дополнение к университетской жизни подарило нам незабываемые переживания иной культуры, прекрасного города и интересных людей. Погружение в мир других культурных традиций помогает поменять и свою оптику и по-новому посмотреть на привычные вещи. Мне удалось узнать больше об этом мире, попрактиковать английский и даже поучить турецкий. Всем советую съездить куда-либо по обмену на семестр, не бойтесь – это то еще приключение!
Елизавета Егорова:
Мы с девочками решили воспользоваться программой академической мобильности еще осенью 2021 года и составили список стран и университетов, в которые нам больше всего хотелось бы поехать. Однако с того времени в мире многое поменялось, поэтому мы еще внимательнее присмотрелись к Турции и Университету Билги. Лично для меня выбор этой страны связан с ее интересной историей, многогранной культурой и Серканом Балатом.
Наш поток в Билги получился очень компактным, из-за чего пары воспринимались необычно – не было привычного разделения на лекции и семинары, и все занятия проводились в небольших аудиториях с огромными балконами. Вообще атмосфера в университете была расслабленная, начиная с бесконечного количества собак и кошек, отдыхавших в тени корпусов рядом со студентами, и заканчивая стилем преподавания. Конечно, нам, привыкшим к постоянному тонусу МИЭФ, такой подход в обучении показался недостаточно требовательным. Например, в Билги на семинаре тебя без твоего желания преподаватель никогда спрашивать не будет. В целом, в Турции нет жесткой культуры «вкалывания» ни у учеников, ни у преподавателей с администрацией: в кофейнях университета никто не сидит за ноутбуком круглые сутки, чаще просто болтают, а рабочий день администрации длится с 10:00 до 16:00 с обеденным перерывом в полтора часа. В библиотеке же студенты просто отдыхают, почитывая книжки.
С самого начала мы осторожно рассчитывали на получаемые в Билги знания, в частности по микроэкономике, поэтому заранее готовили себя к огромному количеству самостоятельной работы, которая нам предстоит, чтобы закрыть предмет по возвращении в МИЭФ.
Мы с девочками жили вместе, что очень помогало нам мотивировать друг друга на занятия экономикой и другими предметами по материалам, которые нам отправляли друзья из МИЭФ и которые размещались в Информсистеме МИЭФ
Честно говоря, на самостоятельные занятия я потратила гораздо больше времени и сил, чем на любой из предметов в Билги, и только это помогло в итоге сдать экзамен у требовательной Аллы Александровны Фридман на более-менее удовлетворительный балл.
Вообще вся поездка в Университет Билги для нас была чем-то супернеобычным даже в самых бытовых вещах: просыпаешься под утреннюю молитву муллы и крики чаек, которые мешаются с возгласами уличных продавцов, потом едешь на занятия на такси по сумасшедшему стамбульскому траффику, а затем плывешь на пароме из Азии в Европу как на обычном общественном транспорте. Разве такое можно забыть? Мне было очень интересно общаться со студентами, которые учились практически по тому же учебному плану, но жили в совершенно другой культуре. В Стамбуле я много узнала как о мусульманских традициях, так и в целом о турецком менталитете, который иногда очень удивлял.
Лично мне эта поездка помогла посмотреть на процесс обучения и свое профессиональное направление с другого ракурса, когда вокруг нет «культа гиперпродуктивности», иногда это помогает немного замедлиться и подумать о важном. Тем не менее, мы остро ощутили на себе процесс бюрократии, касающийся иностранных студентов, и начали еще больше ценить администрацию МИЭФ, которая ответит и поможет тебе почти в любое время суток.