• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа по экономике и финансам»

18
Июль

«У Оксфорда очень прочная репутация»

Выпускник МИЭФ 2014 года Вазген Бадалян рассказывает о том, как устроена учеба на одной из лучших магистерских программ по финансам в Великобритании.

– Как получилось, что ты решил поступить именно на эту программу? В чем ее основные преимущества?

– В первый раз о программе MSc Financial Economics я узнал от выпускника МИЭФ Максима Рябухина, который обучался на ней, когда я был студентом первого курса: Максим приезжал в Вышку с небольшой презентацией о программе.

При выборе я руководствовался двумя критериями. Во-первых, меня интересовали программы, ориентированные на финансы. Во-вторых, я хотел учиться в Великобритании, желательно — в Оксбридже. В Кембридже магистратура MPhil in Finance показалась мне слишком теоретической, в отличие от Оксфорда, где программа ведется совместно департаментом экономики и бизнес-школой. Это довольно полезно как в плане академического содержания, так и состава людей, с которыми учишься. Кроме Оксфорда я также поступил в LSE на программу MSc Finance & Private Equity, но это все-таки был менее приоритетный вариант.

Собственно, основное преимущество моей программы как раз и заключается в том, что я учусь в Оксфордском университете. У Оксфорда очень прочная репутация, и он, наряду с Кембриджем, сильно выделяется среди британских университетов. Возможность приобщиться к этому уникальному сообществу всегда привлекала меня, поэтому, если честно, я не особо смотрел на рейтинги. И нисколько об этом не жалею, так как уже много раз замечал, что тот факт, что я учусь в Оксфорде, дает людям определенное представление обо мне (что-то наподобие signalling theory в экономике).

Во время подготовки к поступлению мне опять помогли выпускники МИЭФ. Я очень благодарен Екатерине Мицкевич, которая училась ранее на моей программе, и Владимиру Мухарлямову, который на нее поступил, но впоследствии выбрал LSE, за советы по написанию мотивационных писем. Также в Оксфорде получали образование преподаватели МИЭФ Алексей Остапчук и Удара Пейрис, с которыми я советовался по другим вопросам, уже непосредственно об обучении.

– Какие дисциплины вам читают?

– Первые два триместра сосредоточены на так называемых core subjects: Asset Pricing, Corporate Finance, Economics, Financial Econometrics.
 В последнем триместре все учащиеся выбирают из широкого списка курсов по выбору, которые посвящены развитию более практических навыков и изучаются совместно с MBA-студентами. В число этих курсов входят, например, Entrepreneurial Finance и Private Equity. Также есть факультатив по финансовому моделированию в течение первых двух триместров, в котором могут участвовать все студенты бизнес-школы. Это довольно полезный и применимый на практике курс, на котором лекции регулярно читают опытные профессионалы из банков и различных инвестиционных фондов, что дает уникальную возможность пообщаться с этими людьми не только в обстановке учебной аудитории, но и неформально, на networking drinks, которые проходят после каждой такой сессии.

– Кто преподает на программе?

– Пока я обладаю информацией только про core subjects, которые читают профессора бизнес-школы и департамента экономики. Лектор по Asset Pricing, Димитриос Цомокос, одновременно активно вовлечен в научную и образовательную жизнь МИЭФ. Учебный процесс в целом, на мой взгляд, довольно похож на МИЭФ, только экзаменов значительно меньше.

– Кто вместе с тобой учится?

– Большинство студентов приехало сразу после бакалавриата, но есть люди и с опытом full-time работы в финансах или консалтинге. Все из самых разных стран, что очень мне нравится, так как нет абсолютно никакого ощущения, что ты находишься в каком-то чужом месте. Это, пожалуй, одно из самых заметных отличий от Вышки. Наибольшая представленность, как и на других международных программах по финансам, у выходцев из Китая. Также в Оксфорде сильно бросается в глаза огромное число студентов из Сингапура, если учитывать долю этой страны в мировом населении. Много европейцев, включая тех, кто до этого учился в Великобритании (двое ребят учились в Оксфорде в бакалавриате), есть американцы и австралийцы.

Основная масса студентов до магистратуры изучала экономику, финансы или менеджмент, но у существенной части аудитории предыдущее образование в технических (engineering) либо гуманитарных (politics, government) областях.

– Как сейчас проходит твой обычный день?

– Иногда он может начаться с первой лекции в 8:45 и закончиться в полночь, когда закрывается библиотека. К слову, библиотека – это не просто место, где почти все студенты учатся. Люди часто просто проводят вместе там время или смотрят футбол в зонах, где разрешается шуметь. В другие же дни у меня, например, тренировка по гребле в 6:30 утра, после которой время уходит на учебу и самостоятельную работу, а вечером можно сходить всем курсом в какой-нибудь традиционный оксфордский паб. Например, в The Eagle and Child, в котором очень любил бывать Дж.Р.Р. Толкин (в течение более 20 лет в этом месте регулярно проходили встречи литературного кружка «Инклинги», в который входил Толкин, сам бывший профессором Оксфордского университета).

Каждые выходные я играю в футбол вместе с командой своего колледжа в чемпионате университета. Часть времени уходит на учебу и другие дела, также каждый уик-энд проходит что-то наподобие посиделок в баре одного из колледжей. Эти мероприятия всегда очень приятно посещать, так как, кроме своих однокурсников, можно встретить много других интересных людей и заодно погулять по коридорам зданий, возраст которых насчитывает несколько столетий.

– Каковы в целом твои впечатления от программы?

– Я бы разделил свои впечатления на академическую и социальную составляющие. В академическом плане программа пока была не слишком насыщена. Думаю, это специально сделано для того, чтобы студенты определились со своими планами на будущее и занялись этими вопросами вовремя. В целом, я не думаю, что качество преподавания или актуальность получаемых знаний как-то существенно отличается от МИЭФ. Могу сказать, что в МИЭФ value for money с академической точки зрения, наверное, даже выше. Хотя возможно, это восприятие отчасти вызвано индивидуальными факторами: тогда я значительно больше фокусировался на учебе, особенно на первом курсе, когда мне казалось, что быть первым в рейтинге – это и есть самая важная цель. Но, в конце концов, учебники везде примерно одни и те же, а человек, который действительно хочет что-то узнать, узнает это независимо от того, в каком университете он учится.

Оксфордский же опыт, помимо учебы, включает огромную социальную составлющую. Студенты, во-первых, сами организуют и руководят различными societies: от ориентированных на те же финансы или страновые сообщества до клубов по дебатам (включая известнейший Oxford Union, в котором очень часто выступают мировые знаменитости). Во-вторых, очень многие занимаются каким-либо спортом, выступают за колледжи на соревнованиях по гребле, футболу или чему-то еще. Доля времени, которую я уделяю подобным активностям, сейчас неизмеримо больше чем в Вышке. Я считаю, что это основное направление, которое российским университетам нужно развивать в будущем. Конечно, когда университет расположен в большом городе вроде Москвы или Лондона, его ресурсы более ограничены, чем у Оксфорда, кампус которого включает огромное количество зданий и колледжей по всему городу. Но кроме учебы, которой, безусловно, необходимо уделять достаточное количество времени, необходимо предоставлять студентам и площадку для развития в других интересных им направлениях. В конце концов, студенческие годы – это редкая возможность целиком и полностью самостоятельно распоряжаться своим временем (и редкая возможность это время иметь), а, приобретя группу единомышленников, молодые и талантливые ребята могут найти себя в абсолютно неожиданных сферах. Это практически невозможно сделать просто сидя за учебниками.

Никита Крыльников, специально для МИЭФ НИУ ВШЭ
Интервью на английском языке >>>