• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа по экономике и финансам»

Комьюнити выпускников МИЭФ – это не миф, а реальность

Жора Сукасян, выпускник бакалавриата МИЭФ 2020 года, руководитель продукта в Тинькофф, рассказывает о поступлении, учебе и работе.

Комьюнити выпускников МИЭФ – это не миф, а реальность

© МИЭФ
- Жора, вы отлично учились в школе, были призером разных олимпиад и могли выбрать практически любой вуз. Почему в этой «гонке» за олимпиадника и прекрасного выпускника победил МИЭФ?

Глобально я выбирал между экономикой и математикой. Раздумывал между совместным бакалавриатом с РЭШ и МИЭФ. Сработало несколько факторов. Более сильная подготовка в МИЭФ в финансовой сфере. Совет моей школьной учительницы идти в МИЭФ.  Я учился в 31-м физико-математическом лицее Челябинска: в прошлом году лицей был в рейтинге назван самой сильной физматшколой в стране, если не считать школ Москвы и Питера. Хорошая работа МИЭФ с олимпиадным комьюнити – это подкупало тем, что олимпиадников будет много и программа будет соответствовать уровню подготовки. И еще одно соображение сработало: я не очень хорошо владел английским, и решил, что в МИЭФ его как следует подтяну. Собственно, так и оказалось впоследствии. 

- Как проходила адаптация к жизни в общежитии в незнакомом городе и к новым требованиям?

Вначале я жил в двух часах езды от места учебы у своей тети. Тогда мы еще учились на Шаболовке, и я очень переживал, когда надо было попасть на первую пару. Потому что надо было выходить из дома в семь утра, и я волновался, что могу опоздать. Однажды я перепутал расписание и пришел на платформу, а поезда нет. Почему-то первой мыслью было, что раз я вижу рельсы - я могу по ним пойти и, наверное, так будет быстрее добраться, чем стоять и ждать следующего поезда. Я даже чуть-чуть прошел по рельсам, потом все же сообразил, что делаю что-то не то, развернулся и дождался следующей электрички.

Через полгода я все-таки переехал в общежитие, потому что дорога отнимала слишком много времени и сил. В общежитии было прикольно и интересно.

Жизнь была такой активной, что в общежитии мы только спали.

Самым сложным моментом в адаптации, пожалуй, было опасение насчет понимание того, с кем я учусь, вхождение в коллектив. До поступления в МИЭФ я знал: это самый дорогой факультет Вышки. И ожидал, что учатся тут соответствующие ребята. Я заранее переживал: думал, что надо мной будут смеяться из-за моей небрендовой одежды и т.д. Но все это оказалось неправдой. Ребята - адекватные, носы не задирали, мы нормально общались и разница между нами не особо чувствовалась. Это стало приятным удивлением.

- Что было наиболее сложным в учебе? Что особенно запомнилось?

Вначале мне было тяжело с английским. Например, вижу задание по статистике, которую я хорошо уже знал тогда, а перевести не могу. Я понимаю, что это значит либо вот это, либо вот то. То есть, два варианта и я могу решить обе задачи. Я как-то по наитию выбрал одну из формулировок, и даже угадал…Но такие проблемы были.

У меня было сугубо техническое образование. В школе я не очень хорошо относился к гуманитарным предметам, должен признаться. В МИЭФ в мое время надо было обязательно выбрать два предмета гуманитарных. История мировой философии и Интеллектуальная история. Я выбрал философию. Думал, что это будет сложно, трудно, непонятно и не всегда приятно. А оказалось сложно, трудно, непонятно - но приятно и интересно.

И это как раз развивало то, во что я раньше не вкладывался. Очень прикольно, что меня заставили через это пройти. Если бы предмет был необязательным, я бы от него как-нибудь увернулся…  А тут предмет оказался очень полезным. И на меня знакомство с мировой философией повлияло, я и сейчас читаю время от времени что-то из трудов зарубежных философов. Это очень хорошо характеризует МИЭФ, и я благодарен МИЭФ за это.

- А самое главное, чему вас научили в МИЭФ?

МИЭФ научил меня учиться. Это самое важное.

Надо отметить то, что в МИЭФ очень высокая вариативность. Курсы как будто сами себя конструируют. Они очень быстрые, гибкие. Олег Олегович Замков все время старается что-то новое придумать, посмотреть, какие есть тренды, какой фидбэк от студентов. Чего стоит одна наша информсистема, которая не LMS. Казалось бы, какая разница, в какой системе вы работаете, но это очень важно.

У нас, наверное, одним из первых среди экономических факультетов появился предмет Data Science. И мы стали его осваивать. Таких примеров много. Так что, еще раз подчеркну двумя однокоренными словами: «МИЭФ научил меня учиться».

Это позволило мне дальше быстро подтягивать то, что у меня проседало. Я пошел работать после второго курса, и моя работа была связана с аналитикой, машинным обучением. Я смог сам восполнить те пробелы, которые требовалось для этой работы. Это – заслуга МИЭФ.

- Давайте поговорим о ваших преподавателях.

Алла Александровна Фридман – настоящий феномен. Она знает олимпиадников, делает программу для них интересной. Она давала сложные задачи на глубокое понимание. Я был у нее семинаристом по микроэкономике. Смотрел на эти задачи, решал, готовился к занятиям. Узнавал что-то новое даже тогда, когда программа уже пройдена. Это очень круто.

Алексей Алмазович Ахметшин – про него я расскажу небольшую историю. Шла сессия на первом курсе, и я готовился к первому экзамену, который считал самым для себя сложным. Это как раз была история мировой философии. Я помню, что на часах было 11 ночи и в это время приходит письмо на почту – Алексей Алмазович прислал рождественские задачи Christmas Quiz по матанализу. Задачи повышенной сложности и условие, что первый решивший получит много баллов, а остальные – меньше.

И я откладываю мировую философию и начинаю решать эти задачи. Часа через три-четыре решил, отправил решение и вернулся к подготовке к экзамену.

Это много говорит о преподавании, о материале, о том, что доносится до учеников и как. Я все бросил и занялся интересной задачей, несмотря на завтрашний экзамен по другому предмету, который был для меня важен. Философию сдал. 

Из личного архива Жоры Сукасяня
- Но это говорит и о том, что вам нравится учеба! Не случайно ведь сейчас, работая в Тинькофф руководителем продукта в дата-стратегии, вы много неформально занимаетесь образовательными проектами Тинькофф.

В Тинькофф открылся свой университет и в его запуске я плотно участвовал. Мне нравится читать лекции школьникам на разные темы - от теории до карьерной стратегии. Одно из моих выступлений так и называлось – «Путь экономистов в Тинькофф».

Я был председателем методической комиссии Олимпиады по анализу данных. В рамках этой Олимпиады проводились разные хакатоны (ред. хакатон — это мероприятие, на котором разработчики, дизайнеры и маркетологи в одной команде решают какую-либо задачу, соревнуясь с другими командами), и там я тоже выступал.  На одном хакатоне как-то понял, что школьники получили задание, пытаются решить, но просто они еще не знают, что такое тесты статистические, поэтому решить не могут. Начал потихоньку объяснять одной команде, через минут десять вокруг меня целый кружок образовался – ну, и пошла лекция. Было приятно. 

- Комьюнити выпускников МИЭФ – это не миф, а реальность. Вы общаетесь со своими однокурсниками, другими выпускниками? Сотрудничаете в каких-то проектах?

Есть карьерное взаимодействие. Человек шесть-семь из МИЭФ, думаю, пришли на работу в Тинькофф через меня. В моей команде два выпускника МИЭФ работает. Если единственное, что ты знаешь о человеке, что он выпускник МИЭФ, этого достаточно, чтобы ему помочь. Работает и в другую сторону, естественно. Это здорово.

Есть несколько больших кругов общения, куда я могу обратиться по интересующим меня вопросам. Когда Олег Тиньков продавал банк Тинькофф, в сделке с покупающей стороны участвовал мой однокурсник. Это было забавно, когда мы помогали друг другу советами. Общаемся до сих пор. У меня есть выход в финансовый мир, у него – связи в IT.

И таких примеров много. Такая распределенная сеть.

- Какой совет вы бы дали самому себе, тогдашнему студенту МИЭФ?

Возможно, я бы посоветовал себе чуть позже начать работать.  Я начал работать с конца второго курса. Наверное, это было чуть-чуть рано. На первом курсе я усиленно входил в учебную стезю. На втором курсе я уже освоился, мне было нормально учиться и я начал очень много всего дополнительного делать. Вечерняя школа МИЭФ, разные курсы, и т.д.  А на третьем курсе я начал много работать, что в целом хорошо, но я не уверен, что это было лучшее решение.

Я пришел в Тинькофф после летней сессии второго курса. У нас была договоренность, что летом я работаю 40 часов в неделю, а когда начнется учеба, перейду на 30. Но работать меньше с началом учебы я не стал, так и осталось у меня моих 40 часов. Я просто жонглировал этими рабочими часами.

- Что бы вы посоветовали почитать студентам? Не обязательно на тему финансов и экономики.

Я не очень любил литературу в школе и забавлялся тем, что стремился написать сочинение по какой-то заданной книге на пятерку, не читая книгу. В целом, это работало. Но я понимаю, что из-за этого я много упустил и теперь потихоньку нагоняю.

Мне кажется, что к базовой школьной программе стоит возвращаться, хотя бы потому, что со временем ты воспринимаешь все по-другому.  Когда читаешь хорошую книгу, будто с хорошим человеком разговариваешь.

А прочитать советую автобиографию князя Феликса Юсупова. Она в современном мире актуально читается.

- Раскройте секрет – какие у вас хобби и увлечения?

Люблю мастерить что-нибудь своими руками. Обычно думаю: вот это я сделаю за два часа, в итоге вожусь две недели. Кручу, паяю - и чем дальше, тем сложнее эти вещи выходят.

Мне нравится пробовать новое и разное. В прошлое воскресенье, например, я был на уроке по зимнему автовождению. Такая веселая сессия дрифта получилась!