Бодх-гая
В глубине индийского штата Бихар есть место, которое привлекает людей из многих стран мира. Вокруг – рисовые поля, деревни, поблизости – высохшее русло большой реки, обычная картина, которую можно видеть на обширных пространствах Северной Индии.
(фото: В окрестностях Бодх-гаи)Но вот высится большой храм, к нему стекается нескончаемый поток людей в самых разных одеждах, звучит музыка, слышится протяжное пение. Верх невысокой каменной ограды украшен цветами, гирлянды цветов свисают со всех строений. Здесь можно встретить паломников из Тибета, Шри Ланки, Японии, Бирмы, Кореи и других стран мира. Воздух пропитан благовониями, голоса людей, говорящих на разных языках, смешиваются в непрестанный гул.
(фото: Ограда священного комплекса в Бодх-гае)
(фото: Тибетский монах в Бодх-гае)
В чем же притягательность этого места, далекого от больших городов?
Это главная святыня для буддистов всего мира. По преданию, именно здесь произошло событие, которое положило начало религии буддизма – просветление Будды.
Легенда гласит, что во время своих странствий царевич Гаутама, который искал избавление от старости, болезни и смерти, свойственных всем существам, посещал знаменитых учителей и понял, что они не могут привести его к поставленной цели. Он перешел к жестким аскетическим практикам и в течение шести лет изнурял себя отказом от еды и задержками дыхания. Однако и этот мучительный путь он признал неверным. Приняв пищу и восстановив свои силы, царевич обратился к еще одному способу духовного совершенствования, хорошо известному индийским подвижникам. Это была медитация. Пребывая в глубокой сосредоточенности, он наконец постиг истину. В этот момент Бодхисаттва (так называют Будду, еще не достигшего просветления) стал Буддой (пробужденным). Само понятие bodhi (просветление) не имеет в старых буддийских текстах прямого определения и является предметом многих исследований и дискуссий.
Дерево, под которым медитировал царевич, стало одним из главных объектов почитания в буддизме. История просветления постепенно обросла легендами, главной из которых стала победа Бодхисаттвы над Марой, демоническим божеством-искусителем. Древнейший рассказ об этом событии содержится в стихотворной «Сутте об усилиях», сохранившейся на языке пали.
После того как Мара пытался отвратить подвижника от стремления к конечному освобождению, предлагая ему земные ценности, Бодхисаттва произнес своего рода клятву:
«Есть у меня вера и мужество, и есть у меня мудрость; зачем меня, прилагающего такие усилия, ты спрашиваешь о жизни?!
Этот ветер высушит даже потоки рек, разве у меня, прилагающего усилия, он не высушит кровь?
Когда высохнет кровь, высохнут желчь и флегма, когда иссякнет плоть, то сознание прояснится, усилятся внимательность, мужество и сосредоточенность.
У меня, живущего так, испытавшего наивысшие страдания, ум не обращает внимания на желания – посмотри на чистоту [моего] существа!» (Строфы 8–11).
Паломничество в Бодх-гаю началось еще в древности. В VII веке из далекого Китая пришел сюда монах Сюань-цзан, который странствовал много лет, чтобы добраться до этого места. Вот какую историю рассказывает китайский паломник:
«Посреди ограды дерева бодхи находится „алмазный трон”. В прошлые времена, в самом начале бхадракальпы, он появился вместе с возникновением земли […] Он создан из алмаза и в окружности имеет около 100 бу. Тысяча будд бхадракальпы сидели на нем, входя в „алмазную медитацию”, отчего и называют его „алмазным троном”. Поскольку на нем достигают „пути святости”, его называют также „местом Пути”. Когда сотрясается вся земля, один только он не покачнется. И вот почему: когда Татхагата намеревался достичь просветления, он ходил в четыре стороны, и земля вся содрогалась. Потом он подошел к этому месту, и земля успокоилась, перестала качаться. С тех пор, как наступил период разрушения кальпы, а истинное учение стало приходить в упадок, трон затянуло песком, и нельзя более его видеть».
То дерево, которое паломники почитают в наши дни, выросло из побега, привезенного со Шри Ланки. Считается, что там растет священное дерево, которое является отростком первоначального дерева бодхи. Это дерево можно видеть у самой стены высокого храма, они образуют единый сакральный комплекс.
(фото: Почитание дерева Бодхи)
Священным деревьям поклоняются и во многих индуистских храмах, почитаемые деревья могут выращивать и просто на перекрестках дорог или во дворе сельского дома. Поклонение деревьям, связанное с плодородием, в Индии намного старше буддизма. Так становится очевидным, что культ дерева бодхи – закономерное порождение индийской религиозной жизни.
Сложнее дела обстоят с происхождением храма. В многочисленных индийских путеводителях можно прочитать, что нынешний храм воздвигнут во времена династии Гуптов (IV–V вв.). Однако храмы гуптского времени выглядели иначе – они были меньше и имели другую структуру. Сюань-цзан, который побывал здесь позже, подробно описывает окружение дерева бодхи, но не говорит о каком-либо храме. С XIII века буддизм в Индии пришел в упадок, начав возрождаться лишь в XIX веке. Тогда храмом в Бодх-гае владела шиваитская секта махантов, которые считали его своим. Возвращение буддистов и возобновление паломничества вызвало соперничество, в результате которого храм перешел к буддийской общине. Было ли это строение изначально буддийским святилищем – остается под вопросом. На этом единичном примере мы видим, сколь зыбки на самом деле границы индийских религий.
(фото: Храм Махабодхи)