Пещерные монастыри Махараштры
В нашем рассказе о Наланде мы уже описали, как был устроен буддийский монастырь в древней Индии. Но существовали и монастыри другого рода – те, которые не строили из дерева и кирпича, а высекали в скале.
(фото: Монастыри Аджанты)
Такая традиция была особенно распространена в Западной Индии, на территории современного штата Махараштра. В этих местах много невысоких гор с выходом скальной породы, которая относительно легко поддается обработке. Монастырский двор здесь представлял собой большую искусственную пещеру, а кельи были небольшими комнатами, вырубленными по сторонам главного помещения.
(фото: Пандулена. Внутри пещерного монастыря)
Сохранились десятки монастырских комплексов, где целая череда таких пещер тянется вдоль склона горы. Некоторые из них остались недостроенными, и в таком случае можно судить о технологии их создания. Каменную породу выбирали сверху вниз, двигаясь от потолка к полу и формируя при этом колонны, скульптуру, ступы и другие сооружения.
(фото: Бхаджа. Пещерные монастыри)
Кроме такого двора с кельями, где жили монахи, обычно при монастыре было святилище – чайтья, которое представляло собой отдельную пещеру – вытянутый зал со ступой в глубине и колоннами вдоль стен. Вход в чайтью был обильно украшен каменной резьбой и скульптурой, его оформление имитирует фасад высокого деревянного здания с воротами, окнами и килевидными арками. Колонны чайтьи иногда отличаются сложной структурой и бывают увенчаны скульптурными композициями.
(фото: Карле. Чайтья)
(фото: Карле. Капитель колонны)
Пещерные монастыри представляют особую ценность еще и потому, что, в отличие от обычных, они сохраняют все основные элементы сооружений, скульптуру, а иногда и живопись. На стенах этих пещер можно видеть и древние надписи. О чем же они повествуют? Чаще всего это дарственные надписи, они сообщают о том, кто финансировал строительство того или иного монастырского двора или храма – здесь мы видим имена царей и цариц, а также богатых горожан.
(фото: Карле. Древняя надпись)
Если мы войдем внутрь пещеры и будем рассматривать скульптурные изображения, то нам встретятся уже знакомые сюжеты. Вот, например, Будда в паринирване, лежащий на правом боку с умиротворенным лицом.
(фото: Аджанта. Будда в паринирване)
А на другом рельефе мы видим сидящего на троне Будду: его ноги покоятся на лотосе, ниже расположено колесо, обращенное ободом к зрителю, по сторонам колеса – два оленя. Все это говорит о том, что перед нами – сцена первой проповеди. Интересно, что колесо поднято на верх колонны, которую держат два существа с капюшонами из нескольких кобр над головой. Это – наги, мифологические существа, связанные с культом змей; они могут изображаться как змеи, а могут выступать и в человеческом облике. Их обитель – подземный мир и дно водоемов, поэтому они помещены внизу, у основания колонны. В буддийских легендах наги часто выступают в роли почитателей Будды. Так буддизм включал в себя более древние народные культы.
(фото: Карле. Первая проповедь)
В пещерах Эллоры мы видим целую череду восседающих будд. До сих пор мы рассказывали предание об одном Будде, родившемся в роще Лумбини и проповедовавшем в Северной Индии. Однако постепенно формировалось новое направление буддизма – махаяна, в рамках которого изменилось представление о будде. Будда нашего мира становится лишь одним из множества будд, которые достигают просветления в бесчисленных мирах. Согласно учению махаяны, все они являются воплощением единой сущности, поэтому здесь их изображения абсолютно одинаковы.
(фото: Эллора. Скульптура в галерее монастыря)
Совершенно уникальна живопись пещерных монастырей. Из санскритской литературы мы знаем, что искусство живописи в древней Индии было чрезвычайно распространено – рисовать умели практически все образованные люди. Влюбленные, страдающие в разлуке, создавали портреты друг друга. Рисованием занимались и цари, и женщины в царском гареме. При дворе имелось специальное помещение, на стенах которого изображались события из жизни царской семьи. О высоком развитии живописи говорит и ее теоретическое осмысление в посвященных этому трактатах. Но все это богатое наследие до нас не дошло, и только стены пещерных монастырей сохранили творения древних живописцев. Всемирной славой пользуются пещеры Аджанты, где посетители любуются живописными орнаментами, изображениями святых, сюжетными сценами, иллюстрирующими джатаки (рассказы о прошлых жизнях Будды). Большая часть этих произведений была создана в V в.
(фото: Аджанта. Живопись в интерьере монастыря)
Но есть и менее известный памятник, где редко встретишь случайного посетителя – пещерный комплекс Питалкхоры. В нем на колоннах чайтьи можно видеть изображения бодхисаттв.
(фото: Пещеры Питалкхоры)
(фото: Питалкхора. Живопись на колонне в чайтье)
Буддийские памятники Индии привлекают много паломников из-за рубежа, но сами индийцы обычно посещают эти музеи как туристы, поскольку большинство населения исповедует индуизм или ислам. Поэтому, когда в пещерах Бедсе мы увидели большую группу индийских школьников, мы ждали, что они начнут делать селфи с нашим участием и оживленно болтать по мобильным телефонам. Однако то, что мы увидели, стало для нас неожиданностью. Они чинно расселись на полу пещеры, зажгли свечи и начали петь. В этом пении мы узнали буддийские тексты на древнем языке пали. Кто же это были? В этот день пещеру посетили последователи Б.Р. Амбедкара – политического и религиозного деятеля первой половины XX века. Индийский юрист и философ, создатель конституции независимой Индии, министр юстиции, он боролся за права самых бесправных людей – так называемых «неприкасаемых». Он пришел к выводу, что эта проблема не может быть решена в рамках индуизма, поскольку кастовая система является его неотъемлемой частью. Амбедкар нашел выход: переход низкокастового населения Индии в буддизм, поскольку эта религия еще в древности отрицала значение любых социальных различий между людьми. В 1956 году в городе Нагпуре Амбедкар провел церемонию, в ходе которой 500 000 человек приняли учение Будды. Так в Индии произошло возрождение буддизма. Удивительно слышать, как своды древней пещеры оглашаются словами, которые звучали в ней много столетий назад.