• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Литература Индии

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Литература Индии» изучается студентами, специализирующимися в индийской филологии, на втором и третьем курсах образовательной программы. Часть дисциплины, относящаяся к третьему курсу, посвящена средневековой индийской литературе, а также переходу к литературе нового времени, то есть охватывает период от VI до начала XX в. В ходе изложения дисциплины учащимся должен быть предложить анализ наиболее значительных произведений рассматриваемого периода, дана характеристика важнейших литературных жанров существовавших в словесности индийского средневековья, выделены процессы, определявшие развитие литературы. Под индийским средневековьем в настоящей программе имеется в виду период с конца гуптской эпохи (VI в.) до XVII‒XVIII вв. Существование феодализма в Индии – до сих пор предмет дискуссий ученых, но для данного курса важно, что в течение упомянутого времени в индийской словесности мы имеем дело с литературой средневекового типа. Этот тип литературы сохраняется в Индии до момента знакомства с европейскими языками и европейской культурой. Сложность изложения материала курса определяется исключительным многоязычием индийской культуры рассматриваемого периода (несколько десятков языков), существованием резко выраженных региональных особенностей отдельных литератур (не только лингвистические, но и жанровые различия), а также сосуществованием многих религий (индуизм, буддизм, джайнизм, ислам, сикхизм, христианство), каждая из которых формирует свой комплекс художественной словесности. В то же время не следует делить индийскую литературу по какому-либо признаку (территориальному, лингвистическому, конфессиональному) на множество отдельных литератур и строить обучение в виде нескольких отдельных курсов. Такая практика существует в ряде учебных заведений. При этом игнорируется тот факт, что речь идет о непрерывно взаимодействующих, борющихся друг с другом и многое заимствующих друг у друга традициях, которые не могут быть поняты по отдельности. Задача данного курса состоит в попытке представить индийскую средневековую литературу в ее цельности, изложить ее историю как сложный, но, в конечном счете, единый процесс. Литература нового времени в Индии, как и в других странах Востока, появляется лишь после знакомства с европейской литературой. Заключительная часть курса посвящена рассмотрению сложных процессов освоения европейской культуры в Индии. Учащиеся получат представление о взаимодействии средневекового литературного канона и жанров английской литературы, постепенно воссоздаваемых в произведениях на новоиндийских языках. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ‒ Санскрит ‒ Литература Индии (древность) Успешное освоение дисциплины предполагает знакомство с основами санскрита, полученное студентами в период первых двух лет обучения. Некоторые из тем, рассматриваемых в дисциплине, коррелируют с текстами, читаемыми и анализируемыми учащимися на занятиях по основному восточному языку (санскрит). Поскольку курс является продолжением курса, посвященного древнеиндийской литературе, он предполагает углубленное знакомство учащихся с памятниками словесности древней Индии Общее знакомство со средневековой индийской литературой необходимо для таких дисциплин, как «Санскритская теоретическая поэтика» и «Введение в буддийскую филологию», предусмотренных учебным планом образовательной программы «Языки и литература Индии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения курса студент должен: ‒ иметь представление об исторической поэтике средневековой индийской литературы ‒ знать содержание о основные художественные особенности классических произведений средневековой индийской литературы ‒ представлять, как возникала в Индии литература нового времени уметь: ‒ самостоятельно выделять и анализировать композиционные и стилистические особенности средневековой индийской поэзии и прозы
  • В ходе освоения дисциплины учащиеся получат достаточно широкое представление о древнеиндийском литературном каноне. Любая литература Древнего Востока отделена от современного читателя и исследователя тем, что она создавалась в удаленную от нас эпоху и в чужой для нас культуре. Каждый, кто впервые обращается к такого рода словесности, неизбежно применяет к ней критерии, выработанные собственным культурным опытом. Это приводит к непониманию смысла и художественных достоинств отдельных произведений и к формированию искаженной картины литературного процесса в целом. Только в результате осознанного и целенаправленного изучения поэтики древней литературы, можно приблизиться к такому прочтению ее памятников, которое предполагалось их создателями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизведение жанровых особенностей ведийского канона.
  • Воспроизведение содержания всех литературных произведений, сохранившихся от эпохи Гуптов. Знание основных жанров классической санскритской литературы и их характеристик.
  • Воспроизведение сюжета древнеиндийских эпических поэм, основных персонажей, структуры теста. Представление о мифологических, исторических и ритуальных элементах в древнеиндийском эпосе.
  • Знание жанровых особенностей ведийского средневековой махакавьи и ее отличий от древних образцов жанра.
  • Знание жанровых особенностей средневековой натики.
  • Знание основных жанров средневековой раджастанской поэзии.
  • Знание основных закономерностей возникновения и развития литературы Нового времени в Индии. Знакомство с творчеством важнейших индийских авторов конца XIX начала XX века.
  • Знание основных изменений произошедших в жанре обрамленного сборника в средние века.
  • Знание основных положений религиозных учений, объединенных понятием «бхакти». Знание основных региональных особенностей поэзии бхакти на новоиндийских языках.
  • Знание основных художественных особенностей пракритского романа.
  • Знание основных элементов сюжета древнеиндийского романа и источников его реконструкции.
  • Знание сюжетов и структуры главных образцов средневековой натаки. Представление об отличиях средневековой натаки от древней.
  • Знание сюжетов и художественных особенностей наиболее известных произведений бенгальской средневековой литературы.
  • Знание сюжетов классических санскритских романов. Представление об их жанровых особенностях.
  • Знание художественных особенностей поэмы Джаядевы.
  • Общее представление о жанрах мусульманской литературы Индии и основных этапах ее истории.
  • Перечисление основных художественных особенностей поэм Ашвагхоши. Общее представление о литературном каноне Кушанской эпохи.
  • Представление о жанрах Типитаки. Знание основных характеристик каждого этапа развития палийской литературы.
  • Способность дать обобщенную характеристику основных исторических периодов и региональных особенностей индийской литературы.
  • Способность дать обобщенную характеристику основных исторических периодов и региональных особенностей средневековой индийской литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.
  • Тема 2. ВЕДИЙСКИЙ КАНОН.
  • Тема 2. Жанры, восходящие к древнеиндийской литературе.
  • Тема 3. ЛИТЕРАТУРА БУДДИЙСКОГО КАНОНА.
  • Тема 3. Средневековый индийский роман.
  • Тема 4. ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЭПОС.
  • Тема 4. Средневековый индийский роман (продолжение).
  • Тема 5. САНСКРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА I – II ВВ.
  • Тема 5. Пракритский роман.
  • Тема 6. ЛИТЕРАТУРА ГУПТСКОГО ВРЕМЕНИ.
  • Тема 6. Средневековая драматургия.
  • Тема 7. Средневековая драматургия (продолжение).
  • Тема 8. Средневековый обрамленный сборник.
  • Тема 9. Жанры, восходящие к персидской литературе.
  • Тема 10. Новые жанры в санскритской литературе.
  • Тема 11. Литература бхакти.
  • Тема 12. Жанр мо́нгол в средневековой бенгальской литературе.
  • Тема 13. Средневековая литература Раджастана.
  • Тема 14. Формирование в Индии литературы Нового времени.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.4 * Семинары + 0.6 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.4 * Семинар + 0.6 * Экзамен
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.4 * Семинар + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Flores, Ralph. Buddhist Scriptures As Literature: Sacred Rhetoric and the Uses of Theory. New York: State University of New York Press, 2008. Pp. 224. ISBN: 978-0-7914-7339-9, 978-0-7914-7883-7, 978-1-4356-3212-7. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3407551.
  • Peterson, I. V. (2003). Design and Rhetoric in a Sanskrit Court Epic : The Kirātārjunīya of Bhāravi. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=112750
  • Truschke, A. (2016). Culture of Encounters : Sanskrit at the Mughal Court. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1195739

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bang, P. F. (2013). Sheldon Pollock: The language of the gods in the world of men. Sanskrit, culture, and power in premodern India. University of California Press, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E01A07D
  • Gonda, Jan. The Vision of Vedic Poets. Berlin: De Gruyter Mouton, 1963. Pp. 376. ISBN: 978-3-11-015315-6, 978-3-11-090892-3. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=936494
  • Ollett, A. (2017). Language of the Snakes : Prakrit, Sanskrit, and the Language Order of Premodern India. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9F7604DA

Авторы

  • Русанов Максим Альбертович
  • Комиссаров Дмитрий Алексеевич