• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лумбини

Чтобы вернуться к началу житийной истории Будды, нам придется переместиться в современный Непал, в его южные равнинные области, граничащие с Индией. Согласно буддийским источникам, здесь некогда обитало племя шакьев (отсюда одно из имен Будды – Шакьямуни «мудрец из шакьев»). С этими местами связано предание о рождении Будды. Священные тексты представляют его как сына царя Шуддходаны и царицы Майи. Царский статус основоположника буддизма очень важен для понимания происхождения и развития его образа: многие сюжеты так или иначе разрабатывают символику, связанную с властью верховного правителя, как она понималась в индийской культуре.

Столицей государства шакьев был город Капилавасту. Но местом рождения Бодхисаттвы считается роща, называемая Лумбини.


Роща Лумбини
(фото: Роща Лумбини)

Разные версии предания содержат разные объяснения того обстоятельства, что к моменту родов царица оказалась вне городских стен. Согласно некоторым текстам, она просила царя отпустить ее на прогулку в прекрасный сад. «Лалитавистара», основное жизнеописание Будды в традиции махаяны, так рисует сцену рождения:

«И вот царица Майя прибыла в рощу Лумбини, сошла с той лучшей колесницы и в окружении дочерей людей и богов, переходя от растения к растению, следуя от зарослей к зарослям, осматривая дерево за деревом, приблизилась к лучшему из лучших сокровищ среди великих деревьев – к дереву плакша<…> Тогда дерево плакша благодаря духовной силе Бодхисаттвы, склонившись, совершило поклон. И царица Майя, подобная молнии, сверкнувшей в небе, протянула правую руку, ухватилась за ветку дерева плакша и встала, томная, играющим взглядом глядя в небо <…> Бодхисаттва вышел через правый бок матери, обладая памятью и сознанием, незапятнанный нечистотой утробы, как не случается ни с кем другим».

Изображение царицы Майи, держащейся рукой за ветку дерева, стало одним из распространенных мотивов буддийского искусства.

Царица Майя в роще Лумбини. Древнее изображение

(фото: Царица Майя в роще Лумбини. Древнее изображение)

Едва появившись на свет, Бодхисаттва ступил на землю, сделал семь шагов, обвел взглядом все мироздание и произнес: «Я первый в мире, я лучший в мире, я главный в мире. Это последнее рождение, больше не будет перерождений». Так его слова передаются в палийском каноне. В других литературных памятниках они звучат несколько иначе, но смысл всегда остается тем же.

Согласно всем версиям легенды, мать Бодхисаттвы, царица Майя, умерла на седьмой день после его рождения. Это обстоятельство было непременным компонентом предания, и составители текстов не могли его изменить. Соединение прихода в мир спасителя с печальной смертью его матери, очевидно, вызывало противоречивые чувства, и в разных сочинениях предлагались разные объяснения необходимости этой потери. В одних источниках говорится, что, вынашивая Бодхисаттву, царица обрела великую заслугу, и в награду она должна переродиться на небесах в мире богов. Другие утверждают, что Майя не смогла бы перенести тех испытаний, которые предстоят ее сыну, и потому заранее ушла в иной мир. Буддийский поэт Ашвагхоша (I–II вв.) предложил свое объяснение безвременной кончины матери будущего Будды: «А царица Майя, увидев великую силу сына, подобающую божественному мудрецу, не смогла перенести возникшую радость и потому отправилась жить на небо».

Французский ученый Андре Баро, убежденный в возможности реконструкции исторической биографии Будды, рассматривал образ царицы Майи как полностью мифологический. Исходя из того, что поклонение древесным божествам в Индии тесно связано с просьбами о рождении потомства, а также из того, что такие божества изображались в виде женской фигуры, держащейся за ветвь дерева (такова же и типичная иконография Майи), он предположил, что роща Лумбини была древним местом таких ритуалов. В истории религий нередко бывает так, что более архаичные сакральные места становятся святилищами для нового культа. Так роща Лумбини могла стать центром буддийского паломничества. Майя – древняя богиня, которой поклонялись женщины, мечтавшие о сыновьях, – в буддийской легенде превратилась в мать Бодхисаттвы.

После того как археологи установили местонахождение древнего буддийского комплекса Лумбини, эта территория снова стала привлекать паломников. В наше время здесь можно видеть храмы и монастыри, построенные общинами разных стран, где исповедуют буддизм.

Современные монастыри в Лумбини

(фото: Современные монастыри в Лумбини)

Иная ситуация сложилась с предполагаемой локализацией Капилавасту. Столица шакьев изображается в буддийской литературе как огромный и процветающий город, центр могущественного царства. Однако в окрестностях Лумбини раскопаны только руины небольшого укрепленного поселения, которое и отождествляют с родным городом Будды. К этому затерянному месту не приходят толпы паломников, среди зарослей виднеются остатки городских стен, вокруг пасутся медлительные буйволы, деревенские дети, завидев редкого посетителя, бегут за ним, надоедая попрошайничеством.

Стена крепости Тилауракот, которую отождествляют с древним Капилавасту
(фото: Стена крепости Тилауракот, которую отождествляют с древним Капилавасту)

Сельское окружение Капилавасту
(фото: Сельское окружение Капилавасту)

Там, где раскрыты раскопками остатки городских ворот, установлена скромная табличка, сообщающая, что именно здесь будущий Будда покинул город, отправившись на поиски высшей истины.

Городские ворота предполагаемого Капилавасту
(фото: Городские ворота предполагаемого Капилавасту)