• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наланда

Когда Сюань-цзан отправился в свое далекое и полное опасностей путешествие, он особенно стремился попасть в Наланду – небольшое поселение, которое теперь трудно даже найти на карте. В его времена слава этого места, расположенного вблизи Раджагрихи, древней столицы царства Магадха, достигала самого Китая. Что же привлекало сюда буддистов из далеких стран?

Здесь можно было получить не только религиозные заслуги, которые обретает паломник при посещении святого места, но и глубокие знания. В Наланде в течение многих веков процветала буддийская ученость, это был своего рода университет. Длинная череда монастырей тянулась с запада на восток, и в каждом жило множество монахов, проходивших обучение у знаменитых учителей. Они изучали санскрит, канонические тексты и целый ряд философских дисциплин.

Реставраторы
(фото: Реставраторы)

К VII веку буддизм как массовая религия уже уступал место индуизму и претерпевал упадок, однако за этим упадком было скрыто высокое развитие философской мысли: за стенами монастырей шла напряженная полемика по очень сложным доктринальным вопросам. Узкий круг буддистов-интеллектуалов находил среду для общения в таких местах, как Наланда. По словам Сюань-цзана, попасть туда было непросто: «Если кто, пришедший из другой страны, из другого города, хочет участвовать в обсуждениях, то привратник задает ему трудные вопросы, и тогда многие терпят неудачу и уходят. Только тем, кто глубоко изучил и новейшие, и древние [труды], разрешается вход. Затем вновь пришедшие проявляют свои способности в изощренных диспутах. Из десяти бывает по семь-восемь отвергнутых, а оставшиеся двое или трое, наиболее просвещенные, оказавшись внутри общины, могут не избежать посрамления в другой раз и потерять свою репутацию».

Выйдя из монастыря, монахи видели выстроенные в ряд ступы, из которых самой большой и богато украшенной была ступа Шарипутры. Так звали одного из главных учеников Будды, который отличался выдающимися способностями к философским рассуждениям.

Ступа Шарипутры
(фото: Ступа Шарипутры)

В наше время ступа Шарипутры представляет собой массивное сооружение из кирпича, квадратное в плане, внутри заполненное землей. Раскопки показали, что ступа меняла свой облик семь раз. Первые три ступы были очень невелики – около 3,5 м в высоту. Наиболее кардинальные изменения произошли при пятой перестройке, тогда ступа и приобрела нынешний облик с четырьмя башнями по углам, позднее были изменены только лестницы, ведущие вверх.

Судя по найденной здесь надписи, пятая ступа относится к VI веку. Предполагают, что в святилище наверху ступы, к которому ведет лестница, была очень большая статуя Будды, исходя из размеров пьедестала. Башни по углам ступы очень красивы, в их нишах были помещены фигуры Будды и бодхисаттв.

На углу ступы Шарипутры
(фото: На углу ступы Шарипутры)

Это большое здание окружено множеством малых ступ. Такие постройки обычно сооружались богатыми мирянами – приверженцами буддизма – чтобы улучшить свою судьбу в следующей жизни.

Малые ступы и храм в Наланде
(фото: Малые ступы и храм в Наланде)

Китайский паломник Фа-сянь, посетивший Индию в V веке, упоминает ступу Шарипутры, но ничего не говорит о монастырях: «Пришли к Наланде – селению, где родился Шарипутра. Сюда же он вернулся для достижения паринирваны – на этом месте воздвигнута ступа, существующая и ныне». Вероятно, монастыри возникли позднее, между V и VII веками. Рассматривая раскопанные археологами руины монастырей, можно представить себе их устройство. Все монастыри имеют сходную планировку и почти одинаковы по размеру. В центре каждого находился открытый двор, по периметру которого располагались монашеские кельи.  Перед входами в кельи тянулась крытая галерея, о ней свидетельствуют остатки колонн, когда-то поддерживавших крышу. В глубине двора, напротив входа, располагался храм с почитаемой статуей внутри. Перед ним проходили общие молитвы и обязательные ритуалы. Во дворе обнаружены колодцы и углубления, служившие печами; вероятно, здесь готовили пищу. Судя по сохранившимся лестницам, в монастырях был второй этаж, скорее всего, из дерева.

Один из монастырей Наланды
(фото: Один из монастырей Наланды)

Недалеко от Наланды есть живописное озеро. Согласно поверьям, в нем обитал нага (змееподобное полубожественное существо) по имени Наланда. Когда строили монастыри и копали землю, его тело случайно было поранено. Тогда прозвучало предсказание о том, что монахи в этих обителях легко будут достигать совершенства во всех областях знания, но над ними будет тяготеть некое проклятие – иногда их будет тошнить кровью. Так в буддизме утонченная ученость философов сочеталась с простонародными суевериями.

Озеро в окрестностях Наланды
(фото: Озеро в окрестностях Наланды)