Наталия Александрова: «Рельеф из Питалкхоры и сюжет “великого ухода” в раннебуддийской традиции»
29 ноября 2017 г. с.н.с. ИКВИА на семинаре, проходящем под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой, представила доклад о рельефе из коллекции буддийского искусства в Национальном музее в Дели.
В центре внимания доклада – один из рельефов, представленных в коллекции буддийского искусства в Национальном музее в Дели. Рельеф происходит из пещерных монастырей Питалкхоры (Западная Индия, Махараштра), где сохранился уникальный комплекс архитектуры, скульптуры и живописи, отличающийся стилистическим единством и относящийся в раннему периоду развития буддийского искусства (эпоха Сатаваханов, II в. до н.э.; раскопки 1958 г.).
Рассматриваемая композиция отражает сюжет «великого ухода» (абхинишкрамана) Будды – одного из центральных эпизодов буддийской агиографии, который знаменует переход от светской жизни к монашеской. В центре композиции находится конь; зонт над спиной коня обозначает присутствие Будды, которого в этот период не изображали в облике человека. Необычность этого изображения связана с типом ворот, из которых выезжает всадник – ворота относятся к типу торана. При обилии представленной в раннем буддийском искусстве темы «царского выезда» существует лишь два аналога этой композиции (из комплекса Амаравати в коллекции Британского музея и музея в Чхеннаи).
Агиографический материал, который включает ситуацию «ухода», достаточно обширен и присутствует в палийской, санскритской литературе и в китайских переводных версиях. Наиболее ранние версии палийских сутт предельно кратки и никак не соотносятся с композицией «выезда из ворот», однако в палийском тексте «Ниданакатхи», где картина становится развернутой и во времени, и в пространстве, представлен именно такой сюжет с особым акцентом на мотив «открывания дверей». В последующее время версия «великого ухода» теряет внимание к теме прохода через ворота (санскритская «Лалитавистара»), хотя она присутствует в ранней редакции этого текста, сохранившейся в китайском переводе Фа-ху. В поэме Ашвагхоши приводится термин, обозначающий ворота – пратоли, что предполагает городские ворота с башнями и открывающимися створками дверей. Интересен сюжет абхинишкраманы в изложении «Махавасту», поскольку здесь даны обе версии – и краткая, которая аналогична версии палийских сутт, и развернутая, похожая на вариант «Лалитавистары», что, по-видимому, свидетельствуют об одновременности бытования разных традиций.
Присутствие на ранних изображениях «великого ухода» такого типа ворот, как торана, заставляет задуматься о происхождении сюжета, по-видимому, связанного с древним мотивом «царского выезда из ворот», причем ворот ритуального характера, а не функционального. Ворота такой конструкции можно видеть главным образом в комплексе буддийской ступы. Также были достаточно распространены изобразительные композиции с тораной при святилище, посвященном некоему женскому божеству. В контексте городской структуры о такой конструкции упоминает «Артхашастра», где разделяются термины пратоли (ворота в стене города) и торана (ворота во внешнем пространстве, стоящие над дорогой). Дальнейшее развитие мотива «проезда через ворота» в буддийском искусстве демонстрирует дублирование его в разных эпизодах (например, в комплексе Большой ступы в Санчи) и соответствует множественности этого мотива в литературной традиции, что также указывает на его актуальность и возможную связь с древней ритуальной практикой, связанной с сакральными функциями царя.
Александрова Наталия Владимировна
Институт классического Востока и античности: Старший научный сотрудник
Чалисова Наталья Юрьевна
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник