Санчи
Буддийские монастыри в Индии были не только средоточием учености, но и центрами развития искусства. Многознающие монахи писали трактаты и комментарии, чтобы глубже проникнуть в учение Будды, а скульпторы и живописцы искали средства художественного выражения этого учения. Особенно много внимания уделялось украшению ступы.
Наилучшее место для того, чтобы рассмотреть древнюю буддийскую ступу непосредственно там, где она была построена, – это Санчи в Центральной Индии. Здесь, на вершине холма, издалека виден высокий купол; подойдя ближе, мы обнаружим окружающую его ограду с четырьмя воротами, расположенными по сторонам света.
Такая структура ступы была выработана уже в ранний период развития буддизма. Купол ступы целиком заполнен камнем или кирпичом, и в самой глубине его замурован реликварий – сосуд, в котором хранятся частицы мощей, обычно смешанные с драгоценными камнями и мелкими золотыми предметами. На верху купола установлен шпиль, на который как бы нанизаны каменные «зонты», символизирующие небесные миры. Купол окружен оградой – здесь, в Санчи, мы хорошо видим, что в камне воспроизведены деревянные конструкции. Четверо ворот, обильно украшенных скульптурой, ведут внутрь ограды, где проходит дорожка, позволяющая совершить ритуальный обход ступы.
(фото: Восточные ворота большой ступы)
На воротах Большой ступы в Санчи так много изображений, что в индологии их изучают уже не один век. Они покрывают поперечные балки ворот – длинными лентами, а вертикальные столбы – чередой квадратов. Здесь и символические знаки, и многофигурные сюжетные сцены.
(фото: Женское божество)
Буддологам не всегда легко понять, какой именно эпизод предания иллюстрирует то или иное изображение. Вот из ворот города, увенчанных высокими башнями, выезжает колесница в сопровождении свиты, впереди идут музыканты с барабанами и флейтами, сзади следуют воины на конях и слонах. Женщины, стоя на балконах, наблюдают за этой процессией. Кто же главный герой этой сцены? У человека на колеснице на голове есть тюрбан, над ним держат зонт – все это говорит о его царском статусе. В канонических текстах есть рассказы о том, как великие цари выезжали из города, чтобы встретиться с Буддой. Но мы не можем точно назвать, кто из них имеется в виду в данном случае. Какие-то предположения можно строить, исходя из порядка следования «картинок». Но их расположение не всегда определяется сменой событий в предании о Будде.
(фото: Царский выезд из ворот города)
В Санчи мы никогда не увидим самого Будду – в раннем буддийском искусстве его не принято было изображать в человеческом облике. Присутствие Будды обозначали символами, такими как дерево, следы стоп, трон, колесо. Теперь перед нами – сцена проповеди: слушатели, вероятно, боги и цари, с почтительно сложенными руками обращены к дереву, возвышающемуся над небольшим постаментом. Это дерево бодхи, которое в данной сцене заменяет проповедующего Будду.
(фото: Проповедующий Будда и слушатели)
Мы можем рассматривать такие рельефы, переходя от одних ворот ступы к другим, но такой целостный вид этот памятник приобрел только в результате долгой и кропотливой работы археологов и реставраторов. Когда археологи приступили к раскопкам, это место выглядело как заросший кустарником холм с разбросанными повсюду обломками каменной архитектуры.
(фото: Надпись на ограде ступы письмом брахми)
Тщательно подбирая детали одну к другой, реставраторы воссоздали это строение, и теперь оно возвышается в центре большого музейного комплекса под открытым небом. Эта работа заняла не один год, и особенно важную роль в ней сыграл археолог Джон Маршалл. Его трехтомный труд, посвященный древнему Санчи, стал основополагающим для всех дальнейших исследований памятника. Дом Маршалла, расположенный у дороги, ведущей к музею, сохранился до наших дней.