• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сарнатх

В среднем течении Ганги находится город Варанаси, священный для всех индуистов. По их верованиям, всякий, кто умрет в этом месте, сразу освобождается от всех грехов и попадает в сваргу (рай). На узких улочках Варанаси то и дело приходится плотно прижиматься к стене, пропуская похоронную процессию, быстрым шагом, почти бегом, движущуюся к месту кремации на берегу. Прохожему нужно уберечься и от неторопливого шествия буйволов, направляющихся к реке на водопой.

Берег Ганги в Варанаси
(фото: Берег Ганги в Варанаси)

Это один из старейших городов Индии. Буддийские рассказы о далеком прошлом часто начинаются словами «когда в Варанаси правил царь Брахмадатта», поскольку во времена зарождения буддизма этот город уже считался очень старым. Однако для буддистов наиболее почитаемое место расположено в окрестностях Варанаси, поскольку, по преданию, именно здесь Будда произнес свою первую проповедь. В древних текстах эта территория носит название Мригадава – Оленья Роща, а в наши дни она известна как Сарнатх. Здесь находится большой археологический музей под открытым небом, где посетители могут увидеть раскопанные остатки монастырей и высокую ступу.

Ступа на месте первой проповеди
(фото: Ступа на месте первой проповеди)

По легенде, когда Будда отказался от аскезы и начал принимать пищу, пятеро его товарищей-подвижников осудили отступника и ушли в другое место, чтобы продолжить самоистязание. Именно им суждено было первыми услышать слова нового учения. После достижения просветления Будда размышлял о том, кто может воспринять его проповедь. Он снова отправился в странствия и пришел в Варанаси, желая повстречать тех пятерых. Увидев его издалека, они решили не приветствовать его и даже не вставать, но весь облик Просветленного был исполнен такого величия, что они невольно поклонились ему.

В сознании буддистов именно речь Будды в Мригадаве является началом существования буддийской общины, поскольку пять подвижников, получивших название «пятеро благих», стали первыми монахами сангхи (сообщества последователей буддийского учения, состоящего из монахов и мирян). Это событие было названо «поворот колеса дхармы»; оно символически изображается в виде колеса, по сторонам которого лежат два оленя. Колесо (чакра) – очень древний царский знак в Индии, оно связано с образом воина, стоящего на колеснице и завладевающего территорией. В буддизме эта символика продолжила свое развитие, породив идею чакраватина (букв. «поворачивающий колесо») – вселенского правителя, объединяющего под своей властью всю землю и распространяющего истинное учение.

Символическое изображение первой проповеди
(фото: Символическое изображение первой проповеди)

О чем же говорил Будда «пятерым благим»? О том, как буддийская традиция представляет содержание его речей, мы узнаем из сутр, которые представляют собой проповедь Будды с кратким сообщением об обстоятельствах ее произнесения. «Сутра о поворачивании колеса дхармы» (в палийском варианте) содержит изложение нескольких базовых понятий буддийской доктрины. Будда учит, что следует избегать двух крайностей. С одной стороны, не нужно идти на поводу у своих желаний, с другой – не надо предаваться самоистязанию. Это – идея «срединного пути», которая в дальнейшем получит свое развитие в буддийской философии. Еще одна концепция, включенная в эту сутру – «четыре благородные истины»: 1) существует страдание; 2) у страдания есть причина; 3) страдание может быть прекращено; 4) существует путь, ведущий к прекращению страдания. Этот путь получил название «восьмеричный благородный путь», восемь его компонентов также перечислены в сутре: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная внимательность и правильная сосредоточенность.

Медитирующий монах
(фото: Медитирующий монах)

В течение долгого времени многие европейские буддологи считали, что палийская «Сутра о поворачивании колеса дхармы» достаточно точно излагает ту доктрину, с которой исторический Будда начал свою наставническую деятельность. Однако сутра с таким названием существует не только на языке пали – есть варианты этого текста на санскрите, китайском и тибетском языках. Их сравнение показывает, что содержание первой проповеди варьируется и проблема реконструкции изначального учения оказывается значительно более сложной.

Прибыв в Сарнатх, можно долго осматривать раскопанные археологами постройки, которые некогда были красивыми зданиями. Уже в древности здесь сложился большой комплекс монастырей, в центре которого высилась ступа, возведенная на том месте, где, по преданию, Будда сидел в окружении своих первых слушателей.

Раскопки монастырей в Сарнатхе
(фото: Раскопки монастырей в Сарнатхе)

Детали буддийской архитектуры
(фото: Детали буддийской архитектуры)

Традиция строительства монастырей в Сарнатхе продолжается и по сей день, по окрестностям разбросано немало таких строений, отражающих особенности религиозной архитектуры различных регионов буддийского мира. В небольшом музее можно полюбоваться прекрасными образцами скульптуры. В парке пасутся пятнистые олени, которые напоминают о древнем названии этого места.

В Оленьем парке
(фото: В Оленьем парке)