• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»»

Сдача Лондонских: казнить, нельзя помиловать? Разбираемся в вопросе

Студентка третьего курса Анастасия Макарьева поделилась своими впечатлениями о сдаче лондонского экзамена по предмету International Political Theory

«Для меня экзамен прошёл очень быстро, потому что, мне кажется, когда пишешь и понимаешь, что у тебя есть три часа, чтобы написать три эссе, стараешься максимально сконцентрироваться на самом процессе и эти три часа пролетают незаметно, так как нужно не просто написать эссе, но и выбрать темы, тщательно продумать и проработать план. В общем, времени мало, а сделать надо очень много. Не могу сказать, что по организации было что-то суперновое, потому что поскольку мы, третьекурсники, сдаём экзамен уже второй год, то, соответственно, формат проведения оставался тем же самым, ничего сверхъестественного. Предмет, который в этом году был первым экзаменом, IPT (International Political Theory), не сильно отличался от того, что мы проходили в прошлом году, однако хочу отметить, что в этом году предметы, на мой взгляд, были все-таки сложнее по сравнению с предыдущим, ведь в прошлом году у нас были предметы-«единички», которые весили 100 кредитов. В этом же году наши предметы на уровень сложнее, они весят 200 кредитов, что отражается на их теоретической насыщенности и объеме материала. На втором курсе мы все-таки получили базовые знания, а теперь их недостаточно и нужно уже более глубоко погружаться в умение анализировать события, разбираться в разных теориях и позициях исследователей. С собой нужно брать, во-первых, себя, свою голову и мозг. А так, стандартно, ручки, воду, если кому нужно, шоколад, еду какую-то тоже можно взять. Я даже не знаю, что стоит выделить, поскольку экзамен стандартный и полный состав вещей, который должен быть на экзамене остаётся неизменным. 

Насчёт того, что я чувствовала во время написания экзамена, скажем так, безусловно, было нервозно, то есть стресс и переживания внутри никто не отменял. К тому же, я учила не все темы, и учить максимально все-все-все блоки, по крайней мере, для меня не самая лучшая стратегия (лучше брать несколько, но проработать их максимально качественно), и где-то на подсознательном уровне оставался страх: вдруг выбранных мною тем не будет. Хочу сказать, что их количество не должно быть очень маленьким, оптимальный вариант - 5-6, в зависимости от вопросов прошлых лет. Это не должны быть абсолютно все пройденные темы, потому что тогда, мне кажется, в итоге в голове у тебя получается какая-то каша, что будет, безусловно, мешать сконцентрироваться и даже в каких-то местах отвлекать, ведь при ответе на вопрос, так или иначе, очень важно не отклоняться от темы, а чётко отвечать на поставленный вопрос. В общем, такая стратегия была у меня. 

Когда нам раздали бланки и листы с вопросами, у меня просто была мысль: «Главное, чтобы я открыла, увидела вопросы, на которые я смогу ответить». К счастью, эти вопросы там были – чему я очень рада - и дальше у меня просто была задача быстро набросать план своих эссе. Кстати, я очень советую, когда пишешь экзамен, особенно если это эссе, набросать план, чтобы, во-первых, сгруппировать все мысли, которые у тебя есть, максимально сжато и схематично, что поможет самому себе облегчить жизнь и сделать эссе более логичным, поскольку в процессе не придется думать, что же еще добавить и как лучше связать изложенное. Во-вторых, это помогает быстрее и логичнее написать. Когда я писала вступление, у меня была задача не забыть написать outline, главный аргумент, который я буду проводить через всё эссе. Дальше я также контролировала себя, не ушла ли от темы, потому что это очень важно, так как вступление «задаёт тон» всему остальному эссе, и по нему проверяющий как раз и делает вывод, о чём пойдёт речь во всей работе. 

Насчет опыта прошлого года, у меня была абсурдная мысль: когда я шла в этом году на экзамен по IPT, подумала над тем, что если бы я сдавала в этом году прошлогодний Introduction to IR, то были бы все шансы получить за него first-class (самая высокая оценка), потому что было значительно больше знаний и уверенности. Но это было не так, и IPT все-таки был значительно сложнее, некоторые вопросы были довольно tricky. Хочу отметить, что прошлый год научил меня, что не нужно пытаться в панике все учить в самый последний день – это очень плохая стратегия, потому что тогда ты просто не понимаешь, что происходит. Дней за пять до экзамена я также бы советовала попробовать написать эссе. Например, выбрать вопрос из прошлых лет по той теме, которую планируешь брать. Желательно, чтобы вопрос не был очень specific, а наоборот был достаточно широким, чтобы раскрыть разные аспекты рассматриваемой темы. Кстати, очень хочу отметить важность вопросов прошлых лет! Лично мне комментарии помогли понять основные требования к эссе и построить на этой основе собственную работу. И при запоминании мне помогало писать или даже печатать от руки (главное, что не просто copypaste), потому что пока я писала/печатала конспект или набрасывала план эссе, я мысленно его еще раз проговаривала и это, как мне кажется, поспособствовало запоминанию. 
Плюс, не нужно пытаться ассоциировать предмет с преподавателем, ведь, если вдруг был какой-то негативный опыт, например, эта ассоциация лишь будет мешать. Мне кажется, стоит поставить себе цель, что тебе важно сдать этот экзамен, важно к нему хорошо подготовиться. Стоит рассчитать, сколько у тебя есть на это времени, распределить по нему материал. Еще мне очень помог опыт прошлого года, когда мы с подругами объясняли друг другу материал и вместе готовились. Когда ты объясняешь что-либо другому, возможно, возникнут какие-то вопросы, которые помогут тебе понять, какие у тебя слабые места, разобраться в них, но точно также определить и сильные стороны. В этом году у меня была еще одна стратегия: у нас с подругой есть общая таблица с графиком экзаменов. Мы составили себе расписание по дням и темы, которые хотим взять, и дальше отмечали по дням, что удалось разобрать и сделать, например, разбор теории, план эссе, или summary. Это помогает оценить готовн ость, понять, какие темы остались неохваченными. Такая стратегия включает в себя некий соревновательный аспект, что помогает мотивировать. 

Что бы я ещё посоветовала? Во-первых, повторюсь, что нельзя учить и готовить очень мало тем, потому что даже в комментариях проверяющие экзаменаторы всегда советуют избегать выбора лишь каких-то отдельных топиков: не факт, что они попадутся, поэтому нужно всегда брать больше тем. Например, если это международные отношения, то стоит сфокусироваться на теориях и разобрать как классические, так и критические подходы, потому что даже если нет вопроса на теории, но ты хорошо их знаешь, всегда с их помощью можно approach another question. В прошлом году знание теорий меня очень выручило на экзамене: я не была готова писать некоторые темы, но именно разбор теорий помог мне написать эссе. Во-вторых, и самое главное, я советую ни в коем случае не паниковать на экзамене - просто сконцентрироваться и попытаться посмотреть на вопросы с другой стороны, понять, что из этого ты хоть как-то знаешь. Даже на basic knowledge пытаться выехать и дальше развивать идеи. 
Если кто-то забывал ручку, то наши помогали всегда, многие берут с собой запасные в аудиторию. Паспорт вроде как никто не забывал, хотя если вдруг и забудешь его, нужно иметь при себе любой ID с твоей фотографией и именем. Например, водительские права и, мне кажется, даже пропуск подойдёт, потому что там есть твоя фотография и твоё имя. Паспорт просто нужен для идентификации личности. А так, даже если и были какие-то подобные казусы или проблемы – то все решаемо. Желательно только – осознать это до экзамена :)
А в остальном хочется пожелать нам всем удачи и спокойствия на лондонских экзаменах и не только:)

P.S.: благодарим Анастасию за уделенное время! Отдельное спасибо - Александре Зиновьевой, взявшей интервью.