• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»»

«В нашей работе важно пробудить в группе энтузиазм, заставить включить мозги»

Йэн Фергюсон о преподавании и новом курсе «Введение в международные отношения»

— У Вас был перерыв в преподавании на нашей образовательной программе, сейчас Вы вернулись с курсом «Введение в международные отношения». Расскажите, пожалуйста, как изменился курс?

 — Во-первых, изменилась команда, в которой я работаю. Кроме меня, в ней ещё трое: Павел Девяткин, Сергей Кондратьев и Алексей Корягин. Я отношусь с уважением к своим коллегам, они энтузиасты своего дела и заряжают меня своей энергией. С новой командой у нас больше возможностей, мы обмениваемся опытом, и это очень полезно для всех. У Алексея Корягина большой опыт преподавания курсов лондонской программы; а также курса Power politics, который похож на мой. Power Politics преподавал и Сергей Кондратьев. Павел Девяткин заканчивает докторскую диссертацию по политологии. Он работал в университете в Вашингтоне, в Стэнфорде в Калифорнии, в Берлине. Его регулярно приглашают выступить в Китае, в США, в странах Европы. Он очень опытный в разработке политических решений. Мы – отличная команда, и это главное изменение курса.

 

— Что нового появилось в вашем курсе?

— У нас изменился учебный план, и лекции проходят в соответствии с этим новым учебным планом. Появились новые темы, например, по отношениям «США-Китай». Мы также планируем уделить больше внимания критической теории. Что касается моей части лекций, то могу сказать, что я ежегодно обновляю свой лекционный материал в соответствии с ситуацией в мире.

 

— Опишите Ваш подход к преподаванию курса «Введение в международные отношения».

 

— Прежде всего, хотел бы отметить, что меня впечатляет уровень студентов. Я позволяю им прерывать меня в ходе лекции, если им в голову приходит какая-то идея. Интерактивное взаимодействие, диалог, по моему мнению, гораздо продуктивнее монолога. Когда выступаешь, как на сцене, и вещаешь о том, как устроен мир, становится скучно, и студенты засыпают. В нашей работе важно пробудить в группе энтузиазм, заставить включить мозги, тогда мы получаем результат.

 

— Я заметила, что во время лекций Вы надеваете микрофон и включаете запись. Вы делаете это для своего личного архива или чтобы в дальнейшем адаптировать лекционные материалы с учетом вопросов студентов?

 

— Главным образом, это ресурс для студентов. Я делаю так уже несколько лет, со времен пандемии, когда весь процесс обучения ушел в онлайн. Я записываю все свои лекции, даже когда провожу их в аудитории, и потом выкладываю на Яндекс Драйв. Я делаю это по двум причинам: во-первых, студенты иногда прогуливают лекции, во-вторых, если что-то непонятно, они могут прослушать лекцию дважды.

 

— Можете ли вы поделиться примером запоминающегося обсуждения в классе? Возможно, у вас есть какие-то особые приемы вовлечения учащихся в дискуссию?

 

— У меня нет специальных приемов. Я действую спонтанно. Если у студентов возникают вопросы по ходу лекции, значит, тема их заинтересовала, я только направляю беседу. Иногда таким образом удается понять, какой аспект темы больше всего заинтересовал студентов. Я ничего не планирую заранее, просто даю им возможность высказываться.

Единственное, что я готовлю – это план занятия. И у меня всегда есть записи лекций. Если, например, мы отвлеклись на обсуждение, и я не прочел лекцию целиком, я обязательно выкладываю сделанную ранее запись этой темы.

 

— И последний вопрос: как человек с большим опытом работы в академических кругах, какой совет Вы бы дали студентам, которые стремятся сделать карьеру в области международных отношений или дипломатии?

 

— Я уверен, что такое образование открывает отличные возможности. Есть возможность получить работу в дипломатической сфере, в правительственных структурах, в различных неправительственных организациях, в ООН, в крупных корпорациях. До того, как уйти в преподавание, я работал в нефтяной корпорации. Например, в Shell или British Petroleum требуются консультанты по политическим рискам, специалисты, оценивающие рынки, геополитические изменения и риски для крупных компаний.

Эта профессия может служить твердой базой для карьеры в бизнесе, в СМИ, и в преподавании, как, например, для меня. Если вы планируете работать в дипломатической сфере, вам стоит получить магистерскую степень, причем желательно в той стране, где вы хотели бы работать и строить карьеру. Это бурно развивающееся направление, и специалисты в этой области требуются практически во всем мире как в академической сфере, так и в бизнесе.

 

— Спасибо вам большое за интервью!

 

Интервью провела А. Заварзина, студентка второго курса международной программы «Международные отношения и глобальные исследования» в рамках проекта «Пресс-центр International Relations and Global Studies».