“Критикуя преграды, появившиеся на вашем пути, вы понимаете и то, как их преодолеть”
Игнат Николаевич Вершинин о научных стереотипах и мифах, научно-исследовательских семинарах и своем академическом пути.
Международная программа “Международные отношения и глобальные исследования” готовит специалистов высокого уровня в самых разных сферах: журналистика и PR, менеджмент и политика, наука и банки… Однако, вне зависимости от желаемого карьерного пути каждый студент программы осваивает в рамках образовательного процесса ряд научно-исследовательских семинаров (далее - НИС). Пресс-центр программы поговорил с преподавателем курса "Logic of Inquiry and Key Research Methods in International Relations and Public Policy", доктором социальных наук с международным опытом Игнатом Николаевичем Вершининым чтобы узнать, почему НИСы полезны не только будущим исследователям.
“У каждого человека свой путь в образовательном процессе и собственное понимание, что такое наука и как она должна осуществляться. Как должен действовать учёный, как он должен мыслить и так далее. Мой путь был основан на ряде противоречий и несогласий с образовательным процессом, – делится Игнат Николаевич. – Я начинал с того, что мне было действительно интересно - с кельтской мифологии и истории. Было очень увлекательно читать материалы, анализировать их и делиться полученной информацией с теми, кого волнует эта тема. Но тут я встретил первое противоречие: мой научный руководитель, хоть он и признавал историю как науку, не считал, что ей следует заниматься, если нет основного дохода. Поэтому, несмотря на мою любовь к истории, рвение к исторической науке во мне не родилось, во многом из-за того, что старшие коллеги не разделяли мой энтузиазм. Впоследствие я решил продолжить обучение на факультете международных отношений, потому что изучение политики и взаимоотношений между людьми казались более актуальными и могли привести к позитивным изменениям в обществе. Тогда я не думал о карьере - моей целью было внести какой-то (хоть и небольшой) вклад в то, чем я занимаюсь. Уже там моя любовь к Японии и культуре этой страны, которая напрямую была связана с моим интересом к аниме, перестала быть обывательской и переросла в научную. Во многом, это стало серьезным преимуществом, потому что совмещение личных и научных интересов позволяет проводить долгосрочные исследования и не "сгореть".
Изначально я занимался массовой культурой, ездил на конференции, презентовал доклады, но к подготовке научных публикаций не приступал, так как не было понимания, что такое наука. Во время моей первой магистратуры методология преподавалась весьма поверхностно. Как студенту самому, без полноценных объяснений, сформировать представление о научном процессе и методологии исследования? Именно поэтому с наукой я наконец познакомился уже во время моей второй магистратуры - в Японии. Наличие семинаров, где предполагались активные дебаты (и критика) твоего исследования, через изначальную боль и обиду позволяло сформировать отполированное/откорректированное представление о том, как шаг за шагом реализовывать проект. Здесь возникло второе противоречие, а именно столкновение традиционных взглядов на российско-японские отношения (выбранная мной тема), доминирующих как в российской, так и в японской науке, с конструктивизмом моего научного руководителя. Погружаясь в конструктивизм, я отошёл от общепринятого конструктивизма к критическому, мне стали более интересны вопросы о том, что вообще из себя представляет "наука": процесс ее развития, валидация и репродукция результатов исследований, дискурс и нарративы, которые формируют наши научные представления. Вопрос о том, почему мы воспринимаем науку так, как мы её воспринимаем, стал для меня определяющим в процессе создания собственного научного знания. Как мне кажется, это особенно важно при изучении вопросов (таких как российско-японские отношения), где существует "застой" из-за того, что традиционные подходы исчерпали возможность дать ответы.
Очевидно, что учеными не рождаются, ими становятся. Игнат Николаевич честно делится с нами, что первый опыт написания научной работы был для него непростым испытанием.
“Когда речь зашла о критическом подходе, я стал задавать вопросы к своему собственному исследованию. Почему оно, несмотря на уйму затраченного времени, казалось мне приемлемым (с точки зрения формальных критериев университета), но не соответствующим моим собственным критериям.
В докторантуре я уже стал задаваться вопросом: почему же я написал так плохо? Почему я не нашел никаких ответов? Почему мои выводы казались столь пресными? Основная проблема, которую я обнаружил, заключалась в том, что моя работа формировалась в рамках традиционных подходов, которые навязываются научным сообществом (напрямую или косвенно). Очень, наверное, странно было бы ожидать чего-то нового, если ты пишешь, в общем-то, то же самое, по тем самым лекалам, которые были установлены до тебя.
И поэтому я стал глубже копать в вопросы теории – не теории в смысле общих больших парадигм реализма, неолиберализма и так далее, а именно в плане того, что такое философия науки, что такое эпистемология, онтология исследования и как это может влиять на научный процесс. Шаг за шагом, постоянно переписывая свою собственную работу, я пришел к более-менее сформированным научным взглядам, которые продолжаю развивать.”
Игнат Николаевич дебютирует на МОГИ с курсом НИС, посвященным тем вопросам, которые тревожили его самого, в которых он разбирался окольными путями, и без которых невозможна научная деятельность. Сам формат НИС воспринимается каждым преподавателем индивидуально, но одно неизменно: такой вид семинара является опорой для создания первых научных работ студента.
“Основное различие между форматами обычного семинара и НИС, наверное, в том, что семинар, из-за ограниченного времени, не позволяет в той же степени охватить практическую составляющую научного процесса. НИС для меня — это возможность предоставить студентам чёткое понимание того, как применить изученные методы на практике, через проекты и кейсы.
В рамках лекций и семинаров происходит либо монолог, либо ограниченный диалог со студентами о том, какие подходы и методы существуют. В рамках НИС можно перейти к стадии, когда студенты конкретно применяют определенный метод, сталкиваются с проблемами и критикой, и на основе комментариев модифицируют свое научное исследование. Это приводит к более адекватному пониманию того, насколько сложен процесс изучения чего-то нового с соблюдением формальных критериев науки. Поэтому НИС крайне важен для перехода от теоретических знаний к практическому применению, позволяя студентам апробировать знания, полученные в рамках лекций и семинаров.
Касательно того, как студент начинает свое исследование. По сути, выбранная для изучения тема не так важна, если к ней есть интерес. Даже самая, казалось бы, ограниченная тема может перерасти в нечто большее. Наша задача в рамках НИС — не просто дать студенту инструменты, а показать, как их использовать, чтобы сконструировать движущуюся вперед машину. Если студент начинает с личных интересов, я считаю это абсолютно адекватным, ведь это помогает сохранить неподдельный интерес к своей теме на протяжении долгого времени. Тем не менее, важно, чтобы студент понимал, что именно он делает и как он это делает, независимо от выбранной темы, философии, теории или методологии.
Основной посыл у моего НИС в том, что наука — это интересно. Наука в целом — это не то, что вы сидите в архиве, копаетесь в массивах данных под тусклым огоньком свечи, нет! Наука — это о том, что вы формируете себя как человека, который развивается в плане критического мышления и совершает осознанный путь из точки А к точке Б. Точка А - это постановка вопроса или задачи, достижение которой вы считаете важным. Вы можете пойти по улице, увидеть на улице бездомного человека, и у вас возникнет вопрос, вам станет интересна причина такого количества бездомных людей на улице - это точка А. После этого, вы можете захотеть решить этот вопрос, помочь людям, снизить число страданий, внести свой вклад в стабильное и светлое будущее. Точкой Б же в таком случае будет являться не просто описание/анализ причин бездомности, но и поиск ответов с выдвижением идей и рекомендаций для решения проблемы.
Моей задачей является помощь студентам в определении всех шагов от точки А к точке Б с активным применением критического мышления и научных/методологических инструментов.”
Перед студентами Мирового факультета все двери открыты: никто не запрещает уйти в коммерцию, потом окунуться в науку и получить степень, а позднее двинуться в диаметрально противоположном направлении карьерной лестницы. Но есть и студенты, которые совсем не рассматривают научный путь. У них нередко возникает закономерный вопрос: зачем мне научно-исследовательский семинар, если я не планирую связывать свою жизнь ни с наукой, ни с исследованиями? И на этот вопрос у Игната Николаевича есть ответ!
“Я, на самом деле, не считаю, что методология должна рассматриваться как часть научного процесса. Напротив, методология — это вообще часть жизни в целом, которая применяется в научном процессе. То есть не она исходит из науки в нормальную жизнь за пределами науки, а наоборот - она исходит из нормальной жизни в научную сферу. Причина до банального проста - методология во многом идентична процессу критического мышления. Это процесс поэтапного планирования и достижения цели при учете всех возможных преград, которые обязательно возникнут.
Вы делаете те же самые вещи, когда планируете что-либо. Вы можете ежедневно напрямую применять принципы научного исследования! Вы встали, покушали, сделали зарядку и так далее. Если вы мыслите рационально, вы, естественно, не будете завтракать большим количеством жиров. Опираясь на исследования, вы понимаете, что лучше начать с большого количества белков или углеводов, если вам нужно потратить много энергии в ближайшие два часа. Мы вышли за пределы родоплеменного строя, в котором доступные вам знания определялись окружающими вас людьми. Сегодня для того, чтобы снизить вероятность допущения ошибки, у вас имеется доступ к огромному объему полезной информации. Например, планируя свой завтрак или ежедневную диету, вам нужно уметь разделять информацию в интернете на "достоверную", "сомнительную" и "недостоверную". Вы смотрите на то, кто предоставил информацию, какие цели мог преследовать автор/платформа, какие противоречия имеются, что пишут другие авторы. В конечном итоге, весь этот процесс поиска и критического анализа информации абсолютно идентичен применению научной методологии. Таким образом, если вы понимаете принципы научного исследования, вероятность допустить ошибку в ежедневных делах становится меньше (полностью от нее не избавиться). Даже если вы не планируете оставаться в науке, это знание пригодится в решении ежедневных задач. Например, если вы работаете в коммерции и вам нужно провести анализ данных или написать экспертную записку, вы должны задаваться вопросами не только о том, как прийти к результату, но и о том какие могут быть предрассудки в моем собственном сознании, которые влияют на процесс моего анализа. То есть в этом случае вы по крайней мере удостоверитесь, что в процессе выполнения полученной задачи, у вас не возникли логические ошибки. Это поможет вам убедиться, что различные элементы, которые могут возникнуть в процессе мышления, не повлияли на результат. В общем, методология и критическое мышление являются вашей страховкой от ошибок в любой деятельности.”
В конце каждого интервью мы просим героя завершить нашу беседу одной фразой или словом. Конечно, этот материал не стал исключением.
“Если одно слово, то, пожалуй, японское “гамбатте” - “постарайтесь, держитесь”. Жизнь - прекрасная, но сложная вещь. Многие студенты, особенно на третьем курсе, сталкиваются с жизненно важными вопросами: кто я, что я делаю, что будет дальше, как не ошибиться, как не закончить на работе, которую не любишь. Мы все сталкиваемся с теми же самыми проблемами. Вокруг вас огромное количество других студентов, которые могут испытывать схожие страхи. Более того, многие профессора (если не все), прошли через то же самое. Не бойтесь обращаться за помощью, объединяться, делиться с другими. Социальная поддержка является невероятно важной на всех этапах вашего обучения и дальнейшего жизненного пути .И вот эта идея о том, что университет не только образовательное учреждение, не только о научном процессе, не только о скрупулезном исследовании, но и о социальной поддержке - очень важна! У вас все получится, главное - не опускайте руки! Мы же постараемся вам в этом помочь”.
Таким призывом Игнат Николаевич поставил красивую точку (или, вернее сказать, многоточие) в нашей беседе. Мы благодарим его за уделенное нам время и столь глубокий и интересный диалог!
Материал подготовлен в рамках проекта “Пресс-центр “International relations and global studies”. Интервью: М. Балглей (4 курс), Т. Петров (2 курс). Редакция и текст: Т. Петров (2 курс, координатор пресс-центра).