«Изучение Африки всё важнее для понимания нового мира»
Преподаватели курса регионоведения Африки рассказали о роли региона и личном опыте взаимодействия с африканской политикой и культурой.
В последнее время роль Африки на международной арене значительно возросла. Изначально материк выступал как арена геополитической борьбы европейских колониальных держав, но сегодня Африка всё меньше зависит от внешних сил. Более того, различные аспекты мировой экономики и политики, от международной торговли до военных противостояний, зависят от слова Африки.
Коллеги из Центра изучения Африки НИУ ВШЭ, Всеволод Юрьевич Свиридов и Андрей Александрович Маслов, поделились своими мыслями о важности региона, перспективах его изучения и личном опыте взаимодействия с африканской политикой и культурой. В новом учебном году они прочитают курс "Area Studies: Africa" на ОП "Международные отношения и глобальные исследования".
О зарождении научного интереса
В.Ю. Свиридов:
Я учился в СПбГУ, и на первом курсе на кафедре африканистики заведующий кафедрой задавал всем вопрос: «Зачем вам вообще заниматься Африкой?» Обычно студенты сочиняли истории, как с детства играли на африканских барабанах, как выросли с мечтой о покорении водопада Виктория и лесов Конго. У меня история чуть прозаичнее: мне всегда нравились языки, культура, история, и мне показалось, что из всех возможных вариантов африканистика – самая интересная тема для исследования. Например, в бакалавриате я занимался темой, которой до меня в мире вообще никто не занимался. В других регионах сложно найти подобные темы [которыми никто не занимается], а в Африке таких множество: можно изучать языковые и этнические группы, их традиции, культуру.
И, конечно, в моем интересе к Африке большую роль сыграл заведующий кафедрой, профессор Желтов Александр Юрьевич. Он увлек меня на дне открытых дверей, и о своем выборе я не жалею.
А.А. Маслов:
Я учился в математическом классе и в 9-10 классе понял, что математика слишком абстрактна, и что мне интересно изучать людей. Африка – территория непознанного в плане человеческих отношений, структур. Большинство теорий социальной и политической антропологии работают с африканским материалом, поскольку такого разнообразия различных форм, причем наблюдаемых не через письменные источники, а напрямую, нигде не найти. Настоящие индейцы остались только в книгах, а в Африке до сих пор сохраняется разнообразие непривычных нам форм социальной и политической организации. Неиерархические, сетецентричные структуры, о которых в 90-х только начинали думать, в Африке были представлены в самом разнообразном виде. Такое сочетание приключенческого азарта и работы с непознанным в мире социальных систем, конечно, подкупило меня. Это была возможность заниматься наукой и при этом оказываться внутри невероятных приключений.
О работе в Африке
Вопреки распространенному стереотипу об экономическом отставании Африки, приток инвестиций в коммерческий сектор региона продолжает расти, а перспективы, которые материк дает юному специалисту, отнюдь не так печальны, как показывают кадры кинолент о голодающих детях и постоянных государственных переворотах.
А.А. Маслов:
Мне всегда была интересна прикладная африканистика. В середине нулевых в России был всплеск интереса к Африке в среде крупного бизнеса. Тогда многие добывающие компании, банки почти синхронно приняли решение о начале крупных проектов в Африке. Тот всплеск в каком-то смысле структурно предшествовал недавнему, который начался примерно в 2017 году.
Я тогда руководил маленькой консалтинговой компанией «Росафроэкспертиза», и небольшой командой мы консультировали почти всех на рынке. Тогда был вакуум прикладной экспертизы, и мы работали с половиной из топ-20 российских компаний. Вопрос покупки нас каким-то большим бизнесом был скорее вопросом времени; самостоятельно строить мощный консалтинговый проект мы тогда не могли. Поэтому предложение корпоративного сектора возглавить что-то в Африке казалось нормальным дальнейшим ходом. Я ушёл в ВТБ, дальше в Газпром. После того, как были удовлетворены материальные потребности, когда подросли дети, я начал смотреть на свою деятельность с еще большим азартом и на фундаменте совершенно иного опыта.
К сожалению, корпоративный сектор в Африке показал крайнюю ограниченность возможностей. У меня сложилось убеждение, что информационно-аналитическое и экспертное обеспечение российского бизнеса и инициатив в Африке не решается изнутри крупного бизнеса, его необходимо выстраивать снаружи.
Внутри довлеют ограниченные, краткосрочные решения, и ни одна большая корпорация не обладает такой глубиной и широтой экспертизы по Африке, как, например, наш Центр изучения Африки.
Работать в Африке было очень интересно и полезно для меня и как для специалиста, и как для преподавателя. Я участвовал в огромном количестве переговоров, в некоторых значимых сделках, у меня есть большой опыт кейсов и понимание, как в Африке работает бизнес разных стран, поскольку мы взаимодействовали и с китайцами, и с американцами, и с арабами. Эту палитру подходов я представляю не по книгам, могу ответить на любые вопросы на основании личного опыта. Мне кажется, что это ценно, и такие знания должны быть представлены в курсе по регионоведению, они хорошо дополняют теорию.
Когда в России началась вторая волна интереса к Африке, я понял, что надо снова собирать наш центр экспертизы. Спасибо Сергею Александровичу Караганову и Андрею Борисовичу Жулину, Полине Алексеевне Слюсарчук и Вышке в целом, что у меня было достаточно времени для осуществления плавного перехода и возвращения в Центр изучения Африки.
О перспективах
В.Ю. Свиридов:
Африка дает возможность посмотреть на мир новым, свежим взглядом. Старые модели (например, европоцентричная) довольно избиты. Когда находишься в Африке, мировые события воспринимаются иначе: даже то, что происходит в России, воспринимается по-другому. Мне кажется, что запрос на новое, на смену координат, имеет важное значение при изучении Африки.
Есть три слоя. Первый достаточно очевиден: в силу западных санкций и ограничений появляется свободное пространство, которое в России заполняется ростом спроса на Африку. Второй слой – объективный рост веса Африки в мировых делах. Хотя рост происходил в десятые годы XXI века и был вызван демографическим бумом, притоком инвестиций и рядом других факторов, эта волна дошла для России только сейчас. И, наконец, третий – «африканская» модель мира, то есть политические и социальные структуры, аполярность политических систем на континенте, становится всё более глобальной. Знание Африки всё важнее для понимания нового мира в целом.
А.А. Маслов:
Не стоит забывать и об объективной важности Африки для внешней политики России. Во-первых, мы зарабатываем там деньги. Также Африка дает России политическую поддержку. Нейтралитет стран региона в конфликте России с Западом имеет весомую цену, говорит о политической независимости Африки от бывших метрополий и о том, что Россия теперь во многом обязана Африке, ведь “мировое большинство” занимает как минимум нейтральную позицию статистически и идеологически благодаря Африке.
О курсе
О своем курсе преподаватели говорят с особым трепетом: перед ними стоит непростая задача – реализация качественного и нового курса для студентов программы «Международные отношения и глобальные исследования», адаптация опыта и знаний к современным реалиям и актуальным нуждам студентов.
В.Ю. Свиридов:
Мы уже набросали предварительные темы. Когда обсуждали академическую нагрузку и часы, казалось, что времени довольно много, но когда мы начали разрабатывать программу учебной дисциплины, стало ясно, что курс довольно маленький, и обогатить его всем, чем хотелось бы, будет сложно, но мы постараемся.
Это будет скорее введение в африканистику, общий обзорный курс, ориентированный на прикладные аспекты. В СПбГУ, где мы учились с Андреем Александровичем, упор был на историю, лингвистику и антропологию, теорию. В нашем курсе мы будем стараться смотреть на эти темы под более прикладным углом. Наша задача – познакомить студентов 2-го и 3-го курсов с Африкой, дать им системный фундамент, подготовить их к более сложным курсам (например, как курс Андрея Александровича «Особенности ведения бизнеса и бизнес-стратегии в Африке»). И, конечно же, мы надеемся, что особо отличившиеся студенты смогут начать сотрудничество с нашим центром и получить опыт работы эксперта по Африке.
Что для вас Африка?
А.А. Маслов:
Африка - это счастье, улыбки и радость, а также тепло.
В.Ю. Свиридов:
Африка – самый настоящий спа-салон! Посещая Африку, я действительно отдыхаю и расслабляюсь.
Материал подготовлен в рамках проекта «Пресс-центр International Relations and Global Studies». Интервью: И. Покатилов (2 курс). Редакция и текст: Т. Петров (2 курс, координатор пресс-центра).