• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Особенности программы

В основу образовательной программы положена идея о том, что события и явления современной религиозной, политической и экономической жизни Исламской Республики Иран не могут быть адекватно интерпретированы без хорошего знания средневековой культуры мусульманского Ирана и без знакомства с историей и культурой Древнего Ирана. Изучение культуры, в свою очередь, должно иметь в своей основе знание как классических языков (классический персидский и арабский), так и современных (современный персидский, арабский). Кроме того, специалист по современному или средневековому Ирану не может обойтись без знаний по истории сопредельных регионов, в тот или иной исторический период составлявших культурное или политическое единство с территорией современного Ирана: Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья, Средней Азии, Афганистана, Северо-Западной Индии.

По этой причине именно на изучении персидского и арабского языков, персидской литературы и истории Ирана и сопредельных областей будут сосредоточены основные усилия студентов. Во всех курсах по профилирующим предметам большое внимание уделяется чтению и анализу текстов, с тем чтобы привить студентам навыки научной работы, основанной на анализе достоверных источников.

Программа имеет своей целью возрождение традиции подготовки филолога-ираниста, во многом утраченной в последние десятилетия. Её главная цель – дать студентам как можно более полные знания не только о языках, истории и литературе Ирана, но и о той сложно устроенной и многосоставной культуре, внутри которой они существуют и развиваются. Программа также предусматривает знакомство студентов с методологией современных языкознания, литературоведения и истории.

Культура Ирана с эпохи раннего средневековья развивалась в рамках мусульманского религиозного канона, поэтому огромное значение для подготовки филолога-ираниста имеет изучение арабского языка, религиозной доктрины ислама и арабо-мусульманской философии. Средневековый Иран является также наследником богатейшей древней традиции, основывавшейся на ином религиозном каноне – зороастрийском. Подготовка квалифицированного ираниста требует поэтому ознакомления с языками, историей и культурой доисламского Ирана.

Учащиеся будут иметь возможность углубить свои знания в интересующей их области, выбрав на втором году обучения двухгодичный майнор – комплекс курсов, объединённых по региональному, хронологическому или иному принципу.

 

Что я буду изучать?

Языки:

  • современный персидский язык; изучается на протяжении всех пяти лет обучения; студенты осваивают современную литературную норму и тегеранский диалект; уровень выпускников позволяет читать специальную литературу, художественные произведения и исторические источники на персидском языке, читать, воспринимать на слух и переводить общественно-политические и художественные тексты, тексты бытовой, общекультурной, исторической, религиозной и литературоведческой тематики, а также поддерживать беседу и составлять письменные тексты различной тематики.
  • классический персидский язык; изучается на втором и третьем курсе как язык всего корпуса текстов средневековой персидской словесности.
  • арабский язык; изучается на третьем, четвёртом и пятом году обучения как второй восточный язык; курс предполагает освоение как классического, так и современного литературного арабского языка; уровень выпускников позволяет читать, воспринимать на слух и переводить тексты различной тематики.
  • среднеперсидский и древнеперсидский языки; изучаются в рамках курса «История персидского языка» на четвёртом курсе.

Лекционные курсы:

  • Введение в востоковедение;
  • История изучаемого региона;
  • История восточных цивилизаций;
  • История персидской литературы;
  • Введение в языкознание;
  • Религиозные системы Ирана;
  • Арабо-мусульманская философия;
  • Коран как основополагающий религиозный текст культуры;
  • Современная персидская проза;
  • Материальная культура и искусство Ирана;
  • Ключевые тексты классической персидской литературы.

Наряду с перечисленными выше дисциплинами профессионального цикла и обязательными для всех студентов общими предметами образовательная программа «Язык и литература Ирана» предусматривает курсы по выбору, которые помогут учащимся углубить свои знания в области литературоведения, лингвистики или истории.

 

Какие задачи я смогу решать?

Выпускник пятилетнего бакалавриата «Язык и литература Ирана» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, переводческая, аналитическая, культурно-просветительская, педагогическая. Выпускник пятилетнего бакалавриата должен уметь:

  • в научно-исследовательской деятельности: читать, переводить и комментировать исторические и литературные источники; осуществлять научные исследования по истории, литературе и культуре средневекового и современного Ирана и представлять результаты своих исследований в форме статей и докладов на научных семинарах и конференциях; составлять аналитические обзоры, аннотации и рефераты;
  • в переводческой деятельности: осуществлять перевод классических памятников, перевод произведений современной литературы, газет, журналов, теле- и радионовостей, устный последовательный перевод;
  • в экспертно-аналитической деятельности: подготавливать аналитические статьи и пресс-релизы по политической, религиоведческой, культурологической и социальной проблематике;
  • в педагогической деятельности: преподавать современный и классический персидский языки, читать лекционные курсы по истории персидской литературы, истории Ирана, религиям Ирана и т. п.
  • в культурно-просветительской деятельности: заниматься популяризацией знаний о культуре Ирана и иранского мира в СМИ, публичных лекциях, теле- и радиопередачах и иных формах.

 

Преимущества программы:

Выпускник пятилетнего бакалавриата будет иметь возможность за годы обучения приобрести широкие познания в области истории, литературы, религиозных систем, философии и искусства Ирана с древности до наших дней, будет владеть двумя современными восточными языками – персидским и арабским – и иметь богатый опыт чтения памятников средневековой словесности на классическом персидском и арабском языках. Он также получит знания в области методологии современных языкознания, литературоведения и исторической науки. Это откроет перед выпускником широкие возможности выбора как при желании продолжить образование, так и в случае решения начать профессиональную деятельность.

Окончив пятилетний бакалавриат по образовательной программе «Язык и литература Ирана», выпускник получит возможность выбора между исследовательской и культурно-просветительской деятельностью, связанной с различными аспектами классической культуры Ирана, с одной стороны и возможностью практической работы в СМИ или в сфере ирано-российских взаимоотношений – с другой. Уровень владения современным персидским языком позволит выпускнику, при желании, продолжить образование в Иране.

Преимущество программы состоит также в том, что знание классического персидского языка, истории и культуры древней и средневековой Средней Азии и Афганистана позволит выпускнику в кратчайшие сроки освоить дари и таджикский языки и со временем в случае необходимости переквалифицироваться в специалиста по этим регионам. Знание дари и таджикского расширит круг возможностей по трудоустройству выпускника – например, позволит строить карьеру в международных организациях, подобных Международной организации по миграции.

Преимущество программы «Язык и литература Ирана» ИКВИА НИУ ВШЭ по сравнению с другими вузами заключается и в том, что студент пятилетнего бакалавриата имеет возможность самостоятельно выбрать комплекс курсов (майнор), отвечающий его профессиональным интересам. Студенты будут изучать выбранные в рамках майнора дисциплины на втором и третьем годах обучения. В рамках Факультета гуманитарных наук с 2016 г. осуществляется выбор студентами бакалавриата майноров, организованных по различным принципам: хронологическим (медиевистика, антиковедение), страноведческим (Франция, Германия, Италия и др.), научным полям («Современные методы в гуманитарных науках»). Таким образом, уже на втором курсе студент получает возможность самостоятельного выбора комплекса курсов, необходимых ему для дальнейшего совершенствования в профессии.