Как стать участником конкурса научно-исследовательских работ студентов. Часть 2
Вы уже познакомились с некоторыми темами отмеченных комиссией работ в первой части нашего маленького обзора-инструкции. Суть некоторых из них понятна. Например, SMART MIRROR - это «волшебное» зеркало, которое заменит и ваш смартфон по утрам, и рекламные стенды в торговых центрах (например, демонстрируя динамическую таргетированную рекламу). С исследованием и разработкой системы дистанционного управления и сбора данных для проведения лабораторных практикумов тоже все вполне ясно, как и с тренажером языка жестов и исследованием и разработкой метода человеко-машинного взаимодействия с интернет-вещами. Но что такое метод неразрушающего вибрационного диагностирования? Или формирование нитридных пленок методом аммиачной молекулярно-лучевой эпитаксии. В общем, вновь обратимся к лауреатам и победителям НИРСа-2016 с просьбой своими словами рассказать о своем опусе и возникающих в работе проблемах. Вот их небольшие обзоры.
Егор Седов, 2 курс магистратуры, “Квантовые размерные эффекты в висмутовых наноструктурах”.
Моя работа про изучение квантовых эффектов, возникающих в нанотелах. Висмут, который исследуется в работе, при нормальных размерах является проводником, однако при его уменьшении до сверхмалых размеров проводимость начинает меняться немонотонным образом, а достигнув определённого масштаба висмут и вовсе перестаёт пропускать ток. Мы напыляли висмут на поверхность из кремния. Потом с помощью различных приборов изготавливали нанопровода, после чего помещали получившиеся образцы в жидкий гелий, температура которого около -270 градусов по Цельсию. Делалось это для того, чтобы лучше наблюдались колебания сопротивления. После измерения сопротивления образец вынимался и с помощью облучения уменьшался, и так несколько раз, пока образец не ломался.
Самым сложным было понять суть физических процессов, лежащих в основе этого эффекта и вообще квантовой физики. Признаться честно, до сих пор до конца не понимаю многих вещей, однако мир физики меня заинтересовал.
Евгения Вавилова, выпускница 2016 года, “Исследование разложения аммиака при формировании нитридных плёнок методом аммиачной молекулярно-лучевой эпитаксии”:
Есть "слоёный пирог" из тонких плёнок нитридов металлов третьей группы. Толщина каждого слоя - в нанометровом диапазоне, то есть меньше человеческого волоса, зачастую - в тысячу раз меньше. На основе такой структуры можно делать мощные малошумящие радиационностойкие транзисторы. Пока эти плёнки растут разными методами, на их поверхности происходит множество химических и физических процессов. Одна из групп таких процессов - взаимодействие водорода с поверхностью плёнки и веществами, из которых плёнка растится. Водород занимает химические связи, влияет на формирование плёнок и, как следствие, на их конечные свойства. В нескольких методах роста водород попадает в пространство, где формируется пленка, при разложении аммиака. В работе изучается воздействие металлов - галлия и алюминия - на разложение аммиака при росте тонких плёнок нитритов методом аммиачной молекулярно-лучевой эпитаксии. Если кратко описать сам метод - из большой кастрюли откачивается весь воздух, нагреваются источники веществ и подложка - место, где эти вещества должны остаться. Когда источники открываются, атомы лучом (пучком) летят на подложку, там сталкиваются и образуют плёнку.
Антон Кяргин, 4 курс, “Разработка 3D моделей и алгоритмов 3D визуализации в образовательной сфере”:
Так получилось, что до этого я работал в лаборатории 3D визуализации и компьютерной графики. Тема показалась достаточно интересной, так как надо было работать с контроллером жестов Leap Motion, распознавать жесты и движения рук. Работы было прилично. Начиная с создания моделей, заканчивая программной логикой. Часть работы по визуализации выполнялась в программе 3ds Max от Autodesk, а все остальное (программная часть) выполнялась на игровом движке Unity с использованием библиотек распознавания для Leap Motion. В итоге получилось приложение в котором пользователи могут просматривать структуры атомов (строение). Не получилось доделать до конца механику опытов, просто не хватило времени. Все возникавшие в процессе работы проблемы удавалось решить с помощью Google.
Мовсар Цыздоев и Арина Конашенкова, 3 курс, “Исследование достоверности метода неразрушающего вибрационного диагностирования радиоэлектронных средств” :
В нашей лаборатории проводились различные исследования в области традиционной вибрационной диагностики для космической аппаратуры. Путём длительного анализа имеющихся наработок был предложен новый метод диагностики, нуждающийся в проверке и заключающийся в подаче гармонических воздействий с использованием пьезоэмуляторов.
Проверка метода включала моделирование в программе SolidWorks печатного узла навигационной аппаратуры, с размещенным на нем пьезоэмулятором. Гармоническое воздействие подавалось непосредственно на него и с него же снимались показания. Было подтверждено, что метод наравне с традиционным успешно выявляет дефекты и даже имеет существенные преимущества, главное из которых — интеграция на этапе проектирования, то есть мобильность и универсальность. Работа активно продолжается. В дальнейшем планируется задействовать программируемую платформу NI MyRIO, которая позволит проводить диагностику, доводя процесс до некоторого автоматизма.
Александр Шебанин, 1 курс магистратуры, “Исследование и разработка аппаратного комплекса для многопользовательского взаимодействия” :
Если не вдаваться в термины, то моя работа - рассказ о результатах, которых добилась наша проектная группа за прошлый год, разрабатывая мультитач стол.
Работа была основана на данных, которые получила рабочая группа в лице меня, Саши Горячевой и Кости Сергеева, разрабатывая аппаратную часть системы для многопользовательского взаимодействия. Наша "мастерская" дислоцировалась на территории УЛ 3D моделирования виртуальной реальности под руководством А.Ю. Ролича. Самой интересной частью работы над проектом была та, в которой мы потратили целый день на шлифоварине углов наших алюминиевых каркасных балок, используя при этом ручной напильник. Шучу, конечно. Однако этот случай дал мне важный жизненный урок - урок субъективности восприятия (даже если просишь мужчину на стройке отрезать тебе каркасную балку под 45 градусов, его 45 градусов могут оказаться не такими, как ты их себе представляешь.
Конечно, это далеко не все работы, отмеченные экспертной комиссией. Возможно, у некоторых читателей появились мысли: “Это сложно!”, “Нельзя сделать такое...”, “Слишком трудно для меня”. Но как раз приведенные примеры свидетельствуют об обратном, ибо сделаны такими же студентами МИЭМ НИУ ВШЭ. При правильно выбранной сфере деятельности и наличии необходимых знаний в рамках темы любые цели становятся достижимыми.
И еще. Если работа начата, но все же что-то не получается, знания переоценены, а силы на исходе - не забывайте, что есть люди, готовые вам помочь. Вспомните, ради чего вы начинали, и идите дальше. Per aspera ad astra («Через тернии к звездам»).