• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Июль

Практическая подготовка

Практическая подготовка на образовательной программе «Язык и литература Японии» представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.

Программа практики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.


Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется 
Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)

Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб) 

Общие сведения:

  • На ОП «Язык и литература Японии» реализуются следующие виды практики: профессиональная, научно-исследовательская, проектная.
  • Практика реализуется, начиная со второго курса (2020-2021 учебный год), и заканчивая пятым курсом бакалавриата (2024-2025 учебный год).
  • Учебным планом ОП «Язык и литература Японии» предусмотрены следующие типы практики: учебно-ознакомительная; курсовая работа (КР); проект; подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР)
  • Профессиональная учебно-ознакомительная практика на втором и четвертом курсах реализуется Институтом классического востока и античности и является обязательной. Студенты вправе выступить с инициативой по альтернативному способу реализации данного вида практики в индивидуальном порядке и в случае утверждения руководителем ОП или его ассистентом проходить практику в соответствии с индивидуальным планом. К обязательным видам практики также относятся: подготовка и написание курсовой работы (Курсовая работа, КР) на курсах со второго по четвертый; подготовка ВКР в период обучения на пятом курсе. Проектная практика не является обязательной и реализуется в соответствии с выбором студентов.
  • Количество кредитов для каждого вида практики приводится в соответствии с учебным планом ОП «Язык и литература Японии» в сводной таблице данной программы.
  • Количество академических часов для каждого вида практики приводится в соответствии с учебным планом ОП «Язык и литература Японии» в сводной таблице данной программы.
  • Период реализации для каждого вида практики в рамках ОП «Язык и литература Японии» приводится в сводной таблице данной программы: 

Курс

Вид практики

Тип практики

(ЭПП)

Признак

Объем в з.е. на 1 студ.

Объем в ак.часах на 1 студ.

Период реализации

2,4

Профессиональная

Учебно-ознакомительная

Обязательная

4/3

152/116

05.06.2021-26.06.2021; июль 2022-2023 уч.гг.

2,3,4

Научно-исследовательская / Проектная

Курсовая работа

Обязательная

5/5/5

190/190

2020-2021 – 2022-2023  уч.гг.

2,3,4,5

Проектная

Проект

По выбору

3,4,4,4

114, 152,152, 152

2020-2021 –2023-2024 уч.гг.

5

Научно-исследовательская / Проектная

Подготовка ВКР

Обязательная

8

304

2023-2024учебный год

Элементы практической подготовки:

Проект   Профессиональная (учебно-ознакомительная) практика   Курсовая работа   ВКР

Проект

Запись на проекты происходит через сервис "Ярмарка проектов". Студенты могут записываться как на проекты, реализуемые преподавателями ИКВИА, так и на любые другие.
Цель, задачи, пререквизиты проекта определяются руководителем проекта.

Даты точек контроля устанавливаются руководителем проекта.

Содержание, особенности освоения материала проекта определяются руководителем проекта.

Оценивание и отчетность по проекту определяется руководителем проекта.

Ресурсы при реализации проекта определяются руководителем проекта.
В условиях ограничительных и иных мер руководитель проекта определяет удобные для всех участников каналы связи.
Проект является вариативной частью учебного плана, в связи с чем необходимое количество кредитов по проектам студент может набирать в течение всего периода обучения: академическая задолженность наступает только в случае отсутствия нужного количества кредитов в зачетке студента на момент последней сессии последнего года обучения.

Профессиональная (учебно-ознакомительная) практика

Цель проведения практики:

Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.

Задачами практики являются:

  • Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
  • Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.

Пререквизиты:

Для успешного прохождения практики необходимо знание японского языка на уровне, предусмотренном учебным планом и программой дисциплины «Японский язык» соответствующего курса обучения, владение основными терминами, усвоение которых предполагает прохождение курсов «Введение в специальность», «История Японии» и «История японской литературы».

Даты точек контроля:
данный тип практики реализуется в июле 2021 года для студентов 2 курса и июле 2023 года для студентов 4 курса. Задание для выполнения подписывается в начале первой недели практики; промежуточные варианты предоставляются студентом преподавателю (руководителю практики) по мере необходимости на протяжении всего периода практики; отчет по практике предоставляется студентом в сентябре соответствующего года.

Содержание, особенности освоения:
проводится преимущественно в ИКВИА НИУ ВШЭ на кафедре Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии или по договорам с юридическими лицами в случае, если студент выбирает альтернативную форму её прохождения, одобренную руководством ОП.

Оценивание и отчетность:

Оценка выставляется на основании текущего мониторинга работы студентов руководителем практики, проверки выполнения индивидуальных задания в соответствии с задачами практики. Результаты отражаются в отчёте практики и включают библиографические описания индивидуально определяемого преподавателем для каждого студента объёма книг на японском языке из книжного фонда ИКВИА ВШЭ. Шаблон отчета представлен в Приложении данной программы. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ.

Критерии выставления оценки:

Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,

демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.

Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.

Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.

Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.

Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.

Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.

Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.

Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.

Ресурсы при реализации ЭПП «(Профессиональная) Учебно-ознакомительная»:

В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.

Материально-техническое обеспечение ЭПП отражается в договорах на проведение практической подготовки с отдельными организациями. Указанное материально-техническое обеспечение должно удовлетворять действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении работ. На протяжении всего периода практики требуется доступ к сети интернет для доступа к сайтам японских библиотек и баз данных, а также программе Excel или её аналогам, позволяющим создавать таблицы данных.

Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер «(Профессиональная) Учебно-ознакомительная» (2 и 4 курс обучения):

В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с руководителем практики посредством электронной почты.

Курсовая работа

Цель элемента практики:

Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.

Задачами элемента практики являются:

  • Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
  • Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.
  • Усвоение основных принципов написания научной работы, отвечающей стандартам японоведческих исследований.
  •  Развитие навыков работы с текстами источников на языке оригинала, предполагающих их анализ, интерпретацию, полный или частичный перевод, а также владение общим культурным и историческим контекстом.

Даты точек контроля:

№ п/п

Этап подготовки

Как это происходит

Сроки исполнения

1.               

Внесение заявок-предложений тем курсовых работ и ВКР в ЭИОС НИУ ВШЭ

Преподаватели вносят предложения по темам в электронную информационно-образовательная систему

с 10 сентября до 10 октября текущего учебного года.

 

2.               

Согласование предложенных темкурсовых работ/ ВКР руководством ОП

академический руководитель ОП согласует предложенные темы в системе

Не более 4х дней с момента подачи заявки

3.               

Выбор тем курсовых работ и ВКР студентами или предложение   тем   студентами

студенты выбирают темы из предложенных или предлагают свои темы через электронно-информационную систему

С 10 октября до 01 ноябрятекущего учебного года

4.               

Проверка наличия утвержденных руководителями тем курсовых работ у студентов

учебный офис проверяет, все ли выбрали тему курсовой работы, академический руководитель предлагает темы студентам, еще их не выбравшим

С 20 ноября до 15 декабря

текущего учебного года

5.               

Утверждение тем курсовых работ в ИУПах студентов.

 

учебный офис закрепляет выбранные темы за студентами в их индивидуальном учебном плане

Не позднее 15 декабря текущего учебного года

6.               

Предоставление плана курсовой работы руководителю

Студент присылает руководителю план курсовой работы

Не позднее 25 декабря текущего учебного года

7.               

Предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита)

Студент присылает руководителю первый вариант итоговой работы и/или руководитель проводить очную предзащиту, после которой у студента есть возможность скорректировать работу

Не позднее, чем за месяц до защиты

8.               

Смена руководителя/темы курсовой работы

Студент пишет заявление на имя академического руководителя, визирует его у своего (нового) научного руководителя.

Смена темы: не позднее, чем за месяц до даты защиты курсовой; смена руководителя: не позднее, чем за 2 месяца

9.               

Представление итогового текста курсовой работы, загрузка ВКР в систему «Антиплагиат»

Студент загружает итоговый текст курсовой работы в ЛМС, преподаватель получает его через свой личный кабинет ЛМС

Не позднее, чем за 10 дней до даты защиты курсовой работы

10.           

Предоставление руководителем отзыва на ВКР

Руководитель пишет отзыв и загружает его в ЛМС (либо отправляет в учебный офис)

В течение недели после получения итогового варианта курсовой работы

11.           

Защита курсовой работы

Защита может проводиться как очно в аудитории, так и он-лайн. По итогам защиты в ведомость выставляются оценки за курсовую, ведомость передается в учебный офис

Предварительная дата защиты: 18 мая 

Содержание, особенности освоения элемента практики:

методы выполнения работы, сроки проведения консультаций определяются индивидуально в зависимости от требований научного руководителя и потребностей студента. Курсовая работа сдается в указанные в пункте 2.2.2 сроки. Объем курсовой работы для студентов ОП «Язык и литература Японии» в среднем составляет около двух печатных листов (80 тысяч знаков), однако может варьироваться в зависимости от требований научного руководителя и особенностей выбранной темы. Итоговый текст работы, помимо научного руководителя, в электронном виде также предоставляется для ознакомления преподавателям ОП «Язык и литература Японии» не менее, чем за неделю до защиты.

Оценивание и отчетность:

Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ. Оценка за курсовую работу выставляется после проведения защиты в любом из возможных форматов (стационарно или онлайн в случае возможных ограничений). Работы должны быть загружены в ЛМС в сроки, обозначенные в пункте 2.2.2, а также отвечать формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к курсовым работам в рамках ОП «Язык и литература Японии». Работы должны быть выполнены самостоятельно. Использование источников и / или научной литературы на японском языке для курсовых работ является обязательным.

Критерии выставления оценки:

Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,

демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.

Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.

Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.

Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.

Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.

Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.

Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.

Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.
Технические требования к курсовой работе изложены в Методических рекомендациях к написанию курсовых работ (PDF, 473 Кб) 

Ресурсы:

Для написания курсовых работ необходим доступ к компьютеру с текстовым редактором MS Word или любым его аналогом, поддерживающим японский, английский и русский языки. Для сбора материала рекомендуется обращаться к базам данных и репозиториям статей и научных исследований, доступ к которым предоставляет библиотечная система НИУ ВШЭ, а также базам данных и электронным каталогам и архивам японских библиотек и научно-исследовательских институтов, имеющимся в открытом доступе в сети интернет.

Особенности выполнения заданий в условиях ограничительных или иных мер:

В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с научным руководителем посредством электронной почты. Защита в таком случае также проводится дистанционно, с использованием платформы ZOOM или её аналогов.

Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Цель проведения практики:

Закрепление и развитие профессиональных компетенций научно-исследовательской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой и переводческой деятельности.

Задачами практики являются:

  • Развитие навыков использования разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и японском языках в профессиональной переводческой деятельности.
  • Развитие способности создавать научно-исследовательские, экспертно-аналитические тексты, опираясь на основные принципы их организации и выбирая жанры адекватно поставленной задаче.
  • Усвоение основных принципов написания научной работы, отвечающей стандартам японоведческих исследований.
  • Развитие навыков работы с текстами источников на языке оригинала, предполагающих их анализ, интерпретацию, полный или частичный перевод, а также владение общим культурным и историческим контекстом.

Даты точек контроля определяются Графиком подготовки ВКР в текущем учебном году

Содержание, особенности освоения ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
методы выполнения работы, сроки проведения консультаций определяются индивидуально в зависимости от требований научного руководителя и потребностей студента. ВКР сдается в указанные в пункте 2.2.2 сроки. Объем ВКР для студентов ОП «Язык и литература Японии» в среднем составляет около двух печатных листов (80 тысяч знаков), однако может варьироваться в зависимости от требований научного руководителя и особенностей выбранной темы. Итоговый текст работы, помимо научного руководителя, в электронном виде также в обязательном порядке предоставляется рецензентам и высылается по электронной почте для ознакомления преподавателям ОП «Язык и литература Японии», список которых определяет руководитель ОП, не менее, чем за неделю до защиты. При подготовке ВКР рекомендуется обращаться к Приложению «Методические рекомендации по написанию ВКР».

Оценивание и отчетность:

Оценка выставляется по 10-балльной шкале, предусмотренной в НИУ ВШЭ. Оценка за ВКР выставляется после проведения защиты в любом из возможных форматов (стационарно или онлайн в случае возможных ограничений). Работы должны быть загружены в ЛМС в сроки, обозначенные в пункте 2.2.2, а также отвечать формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к ВКР в рамках ОП «Язык и литература Японии». Работы должны быть выполнены самостоятельно. Использование источников и / или научной литературы на японском языке для курсовых работ является обязательным. Работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР в НИУ ВШЭ и приведенными в приложении «Методические рекомендации по написанию ВКР». Шаблон титульного листа также имеется в приложении к настоящей программе. Научный руководитель и рецензент предоставляют отзывы на ВКР. Примеры шаблонов отзывов имеются в приложении к Методическим рекомендациям к написанию ВКР (PDF, 410 Кб) 

Критерии выставления оценки:

Оценка 9-10 ставится в случае, если студент предоставил авторскую интерпретацию материала,

демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления.

Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Умеет формулировать актуальный исследовательский вопрос, находить оптимальное решение и критически оценивать существующие альтернативные подходы к решению.

Оценка 7 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Отличное понимание предмета в рамках дисциплины.

Оценка 6 ставится в случае, если Студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины.

Оценка 4-5 ставится, если Студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Умеет проводить простой анализ и демонстрировать слабую доказательную аргументацию.

Оценка 2-3 ставится, если Студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией, показывает начальные аналитические способности и неубедительную аргументацию.

Оценка 1 ставится, если Студент демонстрирует слабое понимание предмета, ошибочную интерпретацию или отсутствие логики в объяснении, плохие аналитические способности или ошибочную аргументацию.

Оценка 0 ставится, если Студент не приступал к выполнению Элемента контроля: сдал письменную работу, не содержащую ответов на предложенные задания; отказался отвечать при устной форме контроля; в иных случаях, когда ответа от студента не поступило. При обнаружении нарушений академических норм, таких как списывание письменных работ или списывание при подготовке к ответу в устной форме, использование подсказок при выполнении устных работ, двойная сдача письменных работ, наличие плагиата в письменных работах, совершение подлога при выполнении письменных и устных работ, фабрикация данных и результатов работы.

Ресурсы при реализации ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
Для написания ВКР необходим доступ к компьютеру с текстовым редактором MS Word или любым его аналогом, поддерживающим японский, английский и русский языки. Для сбора материала рекомендуется обращаться к базам данных и репозиториям статей и научных исследований, доступ к которым предоставляет библиотечная система НИУ ВШЭ, а также базам данных и электронным каталогам и архивам японских библиотек и научно-исследовательских институтов, имеющимся в открытом доступе в сети интернет. Иное определяется рекомендациями и требованиями научного руководителя.

Особенности выполнения заданий по ЭПП ЭПП «(Научно-исследовательская / Проектная) Подготовка ВКР» (5 курс обучения):
В случае введения ограничений практика реализуется дистанционно. Студенты поддерживают связь с научным руководителем посредством электронной почты. Защита в таком случае также проводится дистанционно, с использованием платформы ZOOM или её аналогов.

Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.