• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

По любви или по расчёту?

Австралийская исследовательница Чжихён Ли считает, что академические успехи мало зависят от чувств, которые студенты испытывают к своему учебному заведению. Её выводы в целом подтверждаются преподавателями и лучшими студентами ВШЭ.

– Многие убеждены: для того чтобы добиться успеха в каком-то деле, необходима страсть. Она делает преодоление препятствий приятным и дает силы для достижения отличных результатов,– пишет доцент кафедры школьного образования университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Чжихён Ли в британском онлайн издании Aeon Magazine. –  Но по итогам моего исследования выяснилось, что в учении эта самая страсть отнюдь не обязательна. Кроме того, отсутствует прямая корреляция между академическими успехами студента и его отношением к школе, к университету.


Выходит, чтобы достичь высот в учении, нет необходимости лететь в университет с горящими глазами? Студенты разных факультетов Вышки, лидирующие в рейтингах своих образовательных программ, помогли проверить, насколько релевантны результаты исследования.

Двенадцать из пятнадцати опрошенных лидеров вышкинской табели о рангах согласны с главным тезисом Чжихён Ли.

– Позиция студента в рейтинге зависит от его личных амбиций и конкретных целей, – считает Анастасия Никиенко, лидер ОП «Востоковедение». – Отношение к вузу тут ни при чем. И в обратную сторону: не могу представить, чтобы студент оценивал институт по тому, какое место он занимает в студенческом рейтинге, это просто нелогично.

Владислав Чальцев с «Менеджмента» отрицает причастность вуза к своим успехам:

– Мои оценки связаны в первую очередь с качеством работы, которую я выполняю. Вышка к этому имеет очень слабое отношение, потому что я из-за особенностей характера не могу делать свою работу вполсилы или не делать вовсе. Это касается не только учебы, но и любых других проектов.

Наталия Субботина, идущая первой в рейтинговой таблице ОП «Право», не понимает, в чем дело:

– У меня лично тут нет никакой связи. Даже не знаю, какая тут может быть связь.

– Не могу сказать, что мои успехи всецело определяются моим отношением к университету, – говорит отличник «Журналистики» Оскар Мухаметов. – Они мне просто необходимы – для магистерской программы, которая и в России, и за рубежом требует высоких академических показателей.

А вот кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии Высшей школы экономики Милана Хачатурова в отличие от студентов полагает, что роль вуза в получении высоких баллов присутствует:

– Внутренняя мотивация, связанная с самим процессом обучения, интересом к изучаемому предмету и отношением к вузу, способствует формированию стойкой позитивной мотивации достижения, связанной с академическими успехами.

Учиться – только мучиться

Подтверждая вывод Ли, респонденты-отличники из ВШЭ не нашли у себя особого желания учиться: только третьекурсница «Журналистики» Анастасия Сапонова говорила об учебе с упоением:

– Я с первого класса шла в школу как на праздник, с университетом абсолютно та же история. У моей мамы два высших образования. В нашей семье усердие и трудолюбие очень высоко ценятся. Не представляю, как можно не хотеть учиться.

Однако для большей части студентов Вышки учеба превратилась в рутину.  

Четверокурсница «Прикладной политологии» Анна Тимохина только вздыхает:

– В школе была монотонная работа, режим. Сейчас кое-что изменилось: я выросла, и меня мало волнуют оценки. Уже устала учиться.

Почему студенты не хотят учиться? Кандидат психологических наук Сергей Яголковский среди причин называет эмоционально-психологические факторы:

– Потеря новизны, интриги, разочарование студента в том, что он делает. По мере повышения профессионализма в той либо иной области может пропадать аура таинственности, которая окружала эту область в представлении студента в самом начале пути.

Милана Хачатурова не удивлена тем, что многие «суперстуденты» прохладно относятся к учебе:

– Интенсивность мотивации влияет на качество выполняемых заданий. Когда студенту слишком сложно учиться, высокая мотивация может привести к тому, что он будет менее эффективен. Например, когда студент приходит на госэкзамен и знает, что от этого экзамена зависит его красный диплом, от диплома – его работа, от работы – вся оставшаяся жизнь, это высокий уровень мотивации, при котором вероятность ошибки увеличивается. Поэтому психологи говорят о том, что для сложной деятельности нужен средний уровень мотивации.

Что делает отличников отличниками?

Что же тогда, если не любовь к альма-матер и не страсть к процессу обучения, определяет академический успех? Чжихён Ли констатирует, что это способность осознавать преимущества отличной учебы и видеть перспективы.

Студенты Вышки, оккупировавшие верхние строчки рейтингов, подтверждают заключение ученого.

– Для меня главный плюс отличной учебы – это хорошее дополнение к портфолио, важное для магистерских и PhD программ, – говорит Оскар Мухаметов.

Анастасия Сапонова считает, что глубокие знания пригодятся ей в работе:

– Полученные знания в будущем помогут построить карьеру. Учеба для меня – это малый бизнес, где я работаю исключительно на себя. Значение оценок в этом плане нивелируется: не важно, какие цифры в зачетке или в дипломе, если ты знаешь, что мог выучить больше, написать лучше.

Анна Тимохина тоже хотела бы конвертировать отличные оценки в карьерные перспективы, однако пока получает от своих успехов только психологический комфорт:

– Сейчас я лелею мифическую надежду на то, что оценки в дипломе помогут мне найти хорошую работу, но понимаю, что это никому не нужно в нашей стране. Но для меня важно осознание самой себя как успешной личности. А еще мне приятно ложиться спать, зная, что я много сделала за день.

***

Чжихён Ли считает, что академические успехи мало зависят от чувств, которые студенты испытывают к своему учебному заведению. Многие лидеры рейтингов Вышки согласны с этим. Однако психологи считают, что любовь к альма-матер или к самому процессу обучения помогает студентам добиваться более высоких результатов. Впрочем, гораздо большее значение для выдающейся учебы имеет способность видеть преимущества отличных академических показателей и карьерные перспективы.

Наталья Наумкина, 1-й курс «Журналистики»

Егор Бульчук, 2-й курс «Журналистики»