• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Успеть всё

Алена Первухина, выпускница программы «Журналистика», контент-лидер банка «Открытие», рассказала о работе во внутренних коммуникациях, преподавании журналистики в детской редакции и возвращении за студенческую скамью новой магистерской программы Факультета коммуникаций, медиа и дизайна.

Интерес абитуриентов к направлению «Журналистика» из года в год остается высоким, и получить желанное бюджетное место довольно сложно. Как вы решились поступать в Вышку?

Когда мне было 12 лет, мама посоветовала поступить на отделение журналистики в детской школе искусств моего города Королёв. Тогда у меня были проблемы с орфографией, несмотря на то, что писала я в целом хорошо. Классическая история – когда получаешь "пять" за сочинение и "три" за грамматику. Маме казалось, что занятия по журналистике помогут решить эту проблему. Но оказалось, что я не просто подтягивала грамматику, а делала первые шаги на путь к своей будущей профессии. Дело в том, что я довольно амбициозная, и у меня очень сильный соревновательный дух — мне хотелось не просто ходить на занятия со сверстниками, а быть лучшей среди них. В детской редакции мы выпускали газету, в ней публиковались самые удачные статьи. Я ставила себе цель —публиковаться в каждом номере. Так и получилось. А потом я стала участвовать в конкурсах и фестивалях, в которых мне, конечно, необходимо было выиграть. Я никогда не хотела быть журналистом, я просто этим занималась. К окончанию школы формата небольшой газеты мне уже было мало, но заниматься журналистикой мне нравилось.

Поступать в Вышку вновь посоветовала мне мама. Она мне сказала: «не нужно поступать туда, где ты будешь лучшей, иди туда, где ты будешь тянуться за коллективом, где одногруппники будут тебя мотивировать». Я подала документы на две программы: «Медиакоммуникации» и «Журналистика». В том году программа «Медиакоммуникации» только появилась, и мне хотелось поступать именно на нее, но я завалила внутренний экзамен — плохо написала рецензию и проходила только на платное отделение. А на «Журналистику» я прошла на бюджет. И уже во время первых месяцев обучения в бакалавриате я поняла, что журналистика шире, чем я думала. Есть разные подходы и множество форматов. Я пробовала себя в разных направлениях: ивенте, репортажах, научной журналистике, ток-шоу. А еще на полгода я ездила учиться в Германию в рамках академической мобильности по программе медиаменеджмента. 

Пробуя себя в разных направлениях, вы целенаправленно выбрали работу во внутренних коммуникациях?

После окончания университета я откликалась на разные вакансии, среди которых была и вакансия в банке «Открытие», где я сейчас работаю. Цели найти работу именно во внутренних коммуникациях у меня не было, а было хорошее портфолио, что помогло. Обычно при отборе кандидатов работодатели просят прислать лучшие работы или дают тестовое задание. Моя проверка на профессионализм началась с тестового задания, где необходимо было продемонстрировать стиль своего письма. Мои работы оценили и пригласили на собеседование с моей непосредственной начальницей. После общения она одобрила мою кандидатуру, а дальше меня представили начальству высшего уровня. Руководитель посмотрел на мои тексты и сказал: «Нормально, начинай!». И началось!

Текущий функционал не дает скучать по работе в журналистике?

Совместно с коллегами мы создаем единое информационное поле для наших сотрудников, а их 20 тысяч. Мы их информируем, мотивируем, обучаем, развлекаем и увеличиваем их лояльность к организации, в которой они работают. Сотрудников интересуют не только новости компании, но и научные темы, спорт, музыка, кино, книги, волонтерство. Обо всем этом мы пишем на нашем внутреннем портале.  

Ещё одна задача — наладить связи между подразделениями и сотрудниками. К нам может обратиться коллега из любого отдела банка, и мы осветим на портале их деятельность или новые проекты. Например, когда я только начала работать, к нам обратились коллеги из блока «Риски» с формулировкой «нас все боятся и не любят, давайте расскажем, что мы делаем хорошо». И вот мы разъясняем нашей аудитории, чем полезны «Риски», что они не мешают работать, а наоборот только помогают строить успешный бизнес.

Кроме этого мы работаем в одном подразделении совместно с коллегами из маркетинга и PR. Когда выходит новый продукт банка, мы информируем об этом сотрудников. Ведь когда продукт действительно полезный, сами сотрудники начинают им пользоваться первыми.

Для журналиста, на мой взгляд, это очень интересная задача — понять интересы своей конкретной аудитории и научиться держать баланс между журналистской свободой и работой на компанию, цель которой — мотивация сотрудников и прибыль. У меня достаточно классической журналистской деятельности — ровно тот объем, в котором мне комфортно.

Что ваши коллеги читают на внутреннем портале чаще?

Самые читаемые темы — это новости об изменениях в банке, оплата больничных листов, новые продукты и процессы, которые затрагивают всех. Больше всего просмотров было у новости, в которой говорилось о сбое системы выдачи зарплаты. Коллеги тогда даже на заголовочную картинку поставили Ждуна, а новость называлась «Понять и простить». Также людям всегда интересно читать про себя, поэтому мы не обходим стороной интересные истории наших коллег.

Новое место работы всегда отчасти стресс, с какими сложностями вам пришлось столкнуться?

В первую очередь это банковские термины и экономические понятия. Когда мне первый раз предложили послушать выступление президента-председателя правления банка «Открытие» Михаила Михайловича Задорнова и написать об этом материал для сотрудников банка, я растерялась. В докладе поднимались сложные темы с множеством терминов и цифр. Мне пришлось с этим разобраться и понять, что из этого действительно интересно большинству моих коллег.

Вторая проблема заключалась в том, что банкиры и финансисты — это серьезные люди, и они считают, что тематический материал должен быть полон сложной терминологии. У меня была ситуация, когда мне пришлось полностью переписывать интервью, так как мне его зарубили с формулировкой «это не серьезно, а мы профессионалы». Я неделю вела переговоры, чтобы вернуть изначальный текст, ведь понимала, что «кирпич», полный сложных терминов, никто не поймет и не прочтет до конца. Пришлось долго доказывать необходимость редактуры. На мой взгляд, эти две вещи были самыми сложными, но преодолимыми.

Кроме основной работы в банке вы успеваете руководить детской редакцией. Это своего рода отдушина?

Я обучаю детей в той самой редакции, в которой когда-то начинала сама. Когда я училась на втором курсе бакалавритата, мне предложили взять на себя редактирование газеты и возглавить редакционный совет. Для меня это было прекрасным дополнением к учебе: всего один час в неделю и отличный опыт, который помог мне выработать свой авторский и редакторский стиль. Всегда советую студентам начальных курсов найти работу редактором — вычищая чужие тексты, вы учитесь хорошо писать свои.

Сейчас я веду собственный курс у детей от 14 до 17 лет. Удалось переформатировать ту самую печатную газету, в которой я публиковалась, в интернет-издание. Ребятам становится скучно только писать тексты, им нравится создавать полноценный контент с фото- и видеоматериалами. Я научила их работать в Тильде, и они с удовольствием публикуют свои креативные лонгриды на портале.

Мне нравится работать с детьми, потому что я у них чему-то учусь, как бы банально это не прозвучало. Они всегда задают хорошие вопросы, на которые иногда сложно ответить. С детьми нужно просто дружить и общаться неформально. Надо знать, чем ребенок интересуется, чтобы направить его правильно. Но здесь важен баланс: не должно быть панибратских отношений, дети должны чувствовать ваш авторитет.  

Какие вы бы могли дать советы студентам при поиске работы?

Я бы хотела посоветовать студентам еще во время обучения самостоятельно искать стажировки, предлагать свои силы. Сейчас можно легко найти контакты HR-специалистов в соцсетях, на официальных сайтах компаний. Любой профессионал оценит вашу мотивацию, ведь вы не просто так ищете место стажировки, а хотите прокачать свои умения и навыки. С практикой появляются и новые знакомства в медиасреде. Три недели поработать бесплатно — это, конечно, не то, о чем мы все мечтаем, но для студента это бесценный и полезный опыт, который дает в будущем хороший старт.

Еще я советую уделять внимание главному навыку, который необходим в журналистике или смежных специальностях — это умение писать тексты. Тексту сейчас уделяют мало внимания в вузах. Всем кажется, что это базовый навык, и со временем каждый научится хорошо писать. Неважно, где вы работаете — радио, газета или телевидение, — в основе всего лежит текст. Я бы даже советовала пройти дополнительный курс стилистического редактирования, если вы чувствуете, что в вузе вам этого не хватает.

Если вы хотите работать в каком-то конкретном поле, например, туристической, финансовой, научной журналистике, но пока не знаете, как начать, то пишите про эти сферы в своих социальных сетях. Пока у вас нет опыта работы, все эти тексты можно продемонстрировать работодателю вместо портфолио.

Руководитель моего отдела внутренних коммуникаций в банке Зинаида Серебрякова отмечает, что в любой организации есть позиции, на которые могут взять выпускника без опыта. О талантах могут рассказать работы или проекты, которые были выполнены во время обучения. Главное во внутренних коммуникациях — это искренний интерес к тому, что делает компания и желание рассказать об этом другим людям понятным языком.

С этого года вы снова студент Вышки, как ваш выбор пал на совершенно новую программу «Критические медиаисследования»?

Поработав пару месяцев в банке, я поняла, что мне не хватает академической среды и работы в исследованиях. Я решила продолжить обучение, стала изучать, какие программы есть в Вышке, и поняла, что все они практико-ориентированные, а практики мне и на работе хватает. Поэтому внимание привлекли медиаисследования. Когда я поняла, что в России это направление не развито, и почти сдалась, мне вдруг пришло приглашение посетить День открытых дверей на новой магистерской программе «Критические медиаисследования» в родном вузе. Меня эта информация заинтриговала, это было именно то, что я искала!

Я приняла участие в Зимней школе программы, познакомилась с интересными людьми: преподавателями, академическим руководителем. После чего приняла для себя решение поступать на программу. В своем мотивационном письме я рассказала, как сильно мне интересна данная сфера, о желании продолжить академическую карьеру и получить научную степень в этой области. Я была честна — написала, что, конечно, пока я плохо разбираюсь в медиаисследованиях, но очень хочу в этом разобраться. Думаю, сильное желание развиваться в этой сфере в совокупности с красным диплом бакалавриата сделали свое дело — я поступила.