• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Правовое регулирование медиа

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в деятельности медиа
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, для защиты интересов государства и общества, своих профессиональных прав
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет регламентирующие нормативно-правовые документы и требования в сфере массовой информации
  • Выделяет разные виды ответственности для СМИ и журналистов, называет основания их применения.
  • Называет общие подходы к регулированию персональных данных в РФ и ответственность за нарушения. Формулирует особенности работы СМИ с персональными данными.
  • Объясняет нормы и правила работы журналиста-международника
  • Формулирует роль и значение нематериальных благ в деятельности медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
  • Организация деятельности редакции
  • Ограничения в деятельности СМИ
  • Ответственность СМИ и журналистов
  • Нематериальные блага
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
  • Персональные данные
  • Неприкосновенность частной жизни
  • Интеллектуальная собственность
  • Правовое регулирование рекламы
  • Правовые аспекты международной журналистики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
  • блокирующий Промежуточное тестовое задание
  • блокирующий Письменный экзамен
    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Промежуточное тестовое задание + 0.2 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Рассолов И.М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-412656

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Павленко Валентина Юрьевна
  • Королев Евгений Владимирович
  • Денисова Алена