Arzamas на Хитровке. Филипп Дзядко поговорил со студентами Вышки
26 мая в студии ток-шоу «В точку» побывал создатель просветительского проекта «Арзамас», экс-главред журнала «Большой город» Филипп Дзядко. Ровно полтора часа он отвечал на вопросы студентов о своих проектах, жизненных ценностях и семье.
«Давайте я буду говорить, а вы — все время перебивать, потому что у меня есть некоторое количество пластинок, я могу долго рассказывать», — Филипп сразу предложил свой план эфира. По ходу беседы он не раз выходил за рамки задаваемых вопросов, но останавливать его у присутствующих желания не было.
Наиболее громко в стенах студии «В точку» звучал, разумеется, «Арзамас». К теме своего детища Филипп подбирался издалека: «Я заканчивал историко-филологический факультет РГГУ и писал диссертацию, а параллельно зарабатывал деньги и наслаждался жизнью в журнале «Esquire». Кому-то удается совмещать научную и журналистскую деятельность, но я сплоховал, а когда написал диссертацию, мне предложили работу в «Большом городе». Все пять лет, что там работал, я думал, как мне хоть чуть-чуть вернуться в мир если не науки, то исторического знания. Когда мой роман с «БГ» закончился, я валялся на диване и размышлял, чем заняться дальше. Все идеи были связаны с частной или общей исторической памятью. Так, понемногу все это стало превращаться в то, что сейчас называется «Арзамасом».
Дзядко рассказал о том, у кого учился, прежде чем запустить проект, как набирал команду, и почему эта команда забыла включить лекции по Некрасову в цикл о русской классике. С особенным вниманием гостя слушала студентка второго курса «Журналистики» Ксения Мельникова: «Я заканчиваю курсовую работу, тема которой — «Просветительские проекты «Арзамаса», поэтому рада, что встреча получилась познавательной. Особенно понравился ответ Филиппа на вопрос об аудитории «Арзамаса» и ее характеристиках. Как раз это я буду анализировать в моей курсовой. А вообще, когда идешь на встречу с человеком, который запустил такую мощную вещь, представляешь его серьезным и абсолютно точно знающим, что делать, продумывающим каждый свой шаг. И в тот момент, когда понимаешь, что этот человек такой же, как и ты, с такими же сомнениями и взглядами на многие вещи, становится приятнее».
Когда речь зашла о политике, Филипп попытался перевести разговор в другое русло, однако держать удар все-таки пришлось.
Если вспомнить самое начало 2010-х годов, вы видели себя в роли политического активиста?
«Я ходил на митинги; в залы суда, чтобы поддержать тех, кого, как мне кажется, неправильно осуждали, писал какие-то колонки на этот счет. Но я не считаю это хорошо сделанной работой, потому что у меня ничего не получилось.»
Дзядко, наконец, всерьез погружается в тему и размышляет над вопросом уже на грани философской и исторической точек зрения: «Ты живешь своей жизнью: читаешь книги, ходишь на свидания, придумываешь какие-то проекты, а дальше происходит что-то. Выборы, которые ты считаешь оскорбительными. И вдруг ты обнаруживаешь, что с компанией своих единомышленников стоишь в грязи 10 декабря. И вокруг много знакомых и незнакомых приятных людей. И тут все это начинает куда-то идти. Образуется какой-то поток, и ты не очень понимаешь, что происходит, а дальше тебя спрашивают: «Ты политический активист?» Да что вы, я с трудом отличаю правых от левых, тем более в России. Чтобы заниматься политикой, мне не хватает ни темперамента, ни решимости, а браться за то, чего я не выдержу, мне бы не хотелось».
Пик эмоционального напряжения был пройден, и словно волна облегчения прокатилась по телестудии. Филипп раскрылся и начал шутить: вспомнил «дурацкий алкоголический случай», объяснил, почему не бунтовал против родителей и подсказал эффективный способ «выпендриться» перед приемной комиссией.
Основная часть эфира завершилась, и микрофон пошел по рядам. Поток вопросов нарастал, а Филипп своими ответами, кажется, не только удовлетворял интересы зрителей, но и самому себе старался объяснить определенные вещи.
Под занавес эфира аппетиты слушателей разыгрались не шутку: ведущий несколько раз анонсировал последний вопрос, но публика не спешила расставаться с гостем, продолжая спрашивать и интересоваться. Когда эфир все-таки закончился и свет софитов погас, со своей порцией «последних вопросов» к Филиппу обратился и автор данных строк.
Наши координаторы довольно долго вели с вами переговоры о встрече. Почему все-таки пришли, какой была внутренняя мотивация?
Вообще я очень редко хожу на подобные мероприятия. Во-первых, у вас очень достойный, профессиональный, обаятельный приглашатель (прим.: Лилит Андриасян). Во-вторых, для меня очень важно получать фидбэк от тех, кто профессионально думает о том, что мы делаем.
Наш ведущий настойчиво мучил вас вопросами о политике. Непросто оказаться под таким давлением?
Непросто было в том смысле, что я очень давно про политику не думал. Если ты о чем-то долго не думаешь, тебе сложно на этот счет быстро что-то сформулировать. А так мне было не трудно, а интересно.
Вы были щедры на шутки и анекдотичные истории. Каков в них процент правды?
100 процентов.
Впрочем, в этом, самом последнем из всех последних вопросов, едва ли бы смысл: оснований не доверять Дзядко нет. Так что Ксения сможет спокойно дописать курсовую, а вы — посмотреть полную версию эфира в записи.
Ток-шоу «В точку» выпускается в рамках учебного процесса на Факультете медиа, коммуникаций и дизайна ВШЭ и является частью более общего мультимедийного проекта Hit.Media. Куратор проекта — профессор ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Журналистика» Сергей Корзун. Все материалы подготовлены студентами ВШЭ. Техническая база проекта — Медиацентр ФКМД ВШЭ.
Текст: Егор Бульчук, 1 курс Журналистики
Фото: Екатерина Симина, 1 курс Медиакоммуникаций