Диалоги про блоги
8 декабря в студии Медиацентра Высшей школы экономики состоялась очередная запись ток-шоу «В точку». Вместе с приглашенными гостями студенты образовательных программ «Журналистика» и «Медиакоммуникации» обсуждали блоги и блогеров. Как эволюционировал блогинг за последние десять лет, какие тренды привнес в нашу жизнь, и что ждет его в обозримом будущем?
Изюминкой этого эфира ток-шоу «В точку» стало столкновение в студии блогеров двух поколений. Опытному филологу и журналисту Марине Королевой, которая с 2007-го по 2015-й годы вела свой блог на сайте радиостанции «Эхо Москвы», противостояли Валерия Любарская и Андрей Глазунов – молодые видеоблогеры, сколотившие многотысячную армию подписчиков в Instagram и YouTube. Беседа обошлась без громких споров, правда, несколько раз гости все же не преминули возможности уколоть друг друга.
– Честно говоря, я даже робею: сижу с людьми, у которых 850 тысяч подписчиков, – призналась Марина Королева в самом начале программы. – На мои посты на сайте «Эха» могло заходить, допустим, сто тысяч людей. Правда, дело еще и в качестве тех, кто подписывается на тебя. Настаиваю на том, что это важно.
Впрочем, в первые минуты эфира именно к Королевой было приковано повышенное внимание ведущих. У филолога спрашивали, какие мнения о блогинге существуют в науке, насколько велика разница между текстовыми и видеоблогами и каково было ощущать себя блогером десять лет назад.
После обстоятельных рассуждений Марины Александровны молодые блогеры немного смутились и один из вопросов даже оставили без ответа. Раскрепостились ребята, когда речь зашла об их собственных блогах. Валерия Любарская рассказала о том, как начинала свою блогерскую карьеру:
– Поначалу я брала камеру у подруги. Вместе мы ездили на нейтральную территорию снимать видео, а потом, когда родители подарили мне камеру, я поняла, что могу полноценно вещать. Прекрасно помню тот момент, когда число моих подписчиков перевалило за 200. Это было событие.
Затем ведущие предложили сравнить блогеров и журналистов. Если Андрей Глазунов однозначно ответил, что подобное сравнение неуместно, а Валерия уклонилась от прямого ответа, то Марина Королева провести параллели не отказалась:
– Познер говорит, что блогеров в отличие от журналистов никто не контролирует, – Королева комментирует цитату, представленную ведущими. – Простите, а с журналистикой как? Всегда у нас контролируется всякая выдача информации? Блогерам больше доверяют, потому что это что-то неформальное, а ко всему формализованному в России доверия мало. Именно поэтому блогеры так успешно конкурируют со СМИ.
Но можно ли в противоположность журналистике считать блогинг профессией?
– Нет, – не раздумывая отозвался Андрей Глазунов . – Есть корреспонденты, журналисты, и это профессии. У меня диплом ландшафтного дизайнера, но я веду блог и не работаю по специальности. Почему? Мне лень.
Возвращаясь к теме конкуренции и продолжая беседу с Андреем, ведущие спросили у него, как не затеряться на таком состязательном рынке, как блогинг:
– На каждом телеканале утром и вечером абсолютно одни и те же новости – просто по-разному поданные. То же самое и у блогеров. Разные блогеры по-разному могут трактовать одну идею. А потом кто-то говорит, что это плагиат. И тут дело не в…, – Андрей осекся. – Если честно, забыл вопрос.
– Клиповое мышление это называется, – улыбнулась Марина Королева .
Андрей согласился и закончил:
– Дело в том, что кто-то внаглую берет идеи, а кто-то хочет подать по-своему одну и ту же информацию.
В заключительной части программы гости поделились советами, как стать востребованным блогером, обсудили, какие тренды популярны в соцсетях сегодня и сколько эти тренды живут.
Ток-шоу «В точку» выпускается в рамках учебного процесса на Факультете медиа, коммуникаций и дизайна ВШЭ и является частью более общего мультимедийного проекта Hit-Media.
Егор Бульчук, 2-й курс «Журналистики»
Королёва Марина Александровна
Департамент медиа: Профессор