• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

16
Июль

Неделя в Германии

Студенты 3 курса образовательной программы «Журналистика» провели неделю в предрождественской Германии в рамках ежегодного краткосрочного обмена с Кёльнской школой деловой и политической журналистики (Kölner Journalistenschule für Politik und Wirtschaft).

Неделя в Германии

Школа журналистики

Система журналистского образования в Кёльнской школе деловой и политической журналистики (Kölner Journalistenschule für Politik und Wirtschaft) кардинально отличается от вышкинской. Несмотря на то что обучение длится те же 4 года, полученное образование не является единственной и основной специальностью выпускника. Профессия журналиста – платное дополнение для студентов-экономистов и социологов из Кёльнского университета.

Школа журналистики занимает один из этажей в массивном комплексе MediaPark – открытом пространстве, где бетон и стекло органически сочетаются с зеленью и прудом. Потребности в больших аудиториях нет, так как на курсе обучается не более 15 человек: и семинары, и лекции у студентов проходят за белым овальным столом в небольшом, но обязательно светлом помещении.

Студенты создают свои собственные проекты как в рамках учебных курсов, так и в свободное время. Из всех видов журналистских платформ немцы предпочитают работать с печатными и онлайн-медиа. Например, Kölner Studierendenzeitung – увесистая газета в журнальном формате, которая выходит раз в сезон, или же интернет-проекты “Who we are”, на котором студенты публикуют путевые заметки, или “Die Startup-Zentrale” – сайт, где ребята экспериментируют с подачей новостей онлайн.

Профессор Олаф Витрок прочитал гостям лекцию о немецком медиарынке. В ходе неё студенты узнали, что в отличие от нашей страны СМИ в Германии не концентрируются в одном городе: Мюнхен - столица печатной прессы (Süddeutsche Zeitung), Кёльн - телевидения и радио (Deutsche Welle, Deutschlandfunk), а в Гамбурге издают самые известные журналы (Der Spiegel, Stern).  

 

Визиты в СМИ

 Если в 30–40-е годы прошлого века СМИ Германии находились в полном подчинении у главенствующей партии и выполняли исключительно пропагандистскую роль, то сейчас государство отстранено от медиа насколько это возможно. Немецкие СМИ либо находятся во владении крупнейших издательских домов, таких как Axel Springer, Bertelsmann, Hubert Burda Media, либо же финансируются за счет населения: все немцы платят 17,5 евро в месяц в качестве налога за телевидение и радио, благодаря чему на этих медиаплатформах практически нет рекламы и платной подписки.

Неделя пребывания в Германии оказалась чрезвычайно насыщенной ознакомительными экскурсиями. Первый визит был в Deutsche Welle, международную немецкую медиакомпанию, здание которой находится в Бонне. Для российских гостей “Немецкая волна” устроила теплый прием. Перед студентами выступила редактор русской службы Deutsche Welle и рассказала про специфику вещания, про целевую аудиторию и даже про то, как устроиться работать в телерадиокомпанию. Затем гостям компании показали процесс записи программы на русском языке и провели в аппаратную, откуда ведётся прямой эфир.

Следующая поездка привела стажеров в помещения  Deutschlandradio (Немецкое радио) - самой большой радиокомпании Германии, которая вещает только внутри страны. Будущих журналистов провели в студию записи, где они пообщались с сотрудниками радио и задали им вопросы. В середине пребывания в Германии ребята съездили в Дюссельдорф, чтобы попасть на экскурсию в Wirtschaftwoche (Экономическая неделя), еженедельный деловой журнал. Напоследок студенты Вышки посетили местную ежедневную газету Кёльна Kölner Stadt-Anzeiger. Автор интернет-версии газеты пообщался с российскими гостями, рассказал про трудности с монетизацией сайта, редакционную политику, а также провел студентов по редакции и показал газетную столовую.

 

Справка

Программа студенческого обмена с Кёльнской школой журналистики осуществляется с 2006 года: каждую весну немцы приезжают в Москву, зимой студенты ВШЭ едут в Германию. Поездка российских студентов, как и визит немецких коллег, отчасти оплачивается Metro AG: спонсор берет на себя расходы по проживанию и проезду внутри принимающей страны.

 

Авторы: Оксана Гандзюк, Анастасия Сапонова

Фото: Анна Екомасова, Николай Ворошилов