«Все имеют право на редакционную политику»
Заместитель директора Дирекции информационных программ «Первого канала» Анна Горшкова пришла на мастер-класс к слушателям магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». Встречу провела Светлана Сорокина.
Анна Горшкова, военный переводчик по специальности, начала телевизионную карьеру на НТВ в отделе продюсирования, а в 2004-м году пришла на «Первый канал». Приглашенный лектор начала с того, как устроена работа в Дирекции информационных программ «Первого»:
– Система выпуска новостей придумана Олегом Добродеевым и действует до сих пор. Над каждым выпуском работает команда, состоящая из новостной бригады, технической службы и бригады режиссеров. У нас ежедневно выходит пять новостных выпусков. К каждому выпуску прикреплена отдельная команда. День на канале начинается с летучки, в которой принимают участие начальники отделов планирования, продюсирования и отдела городов.
– С корреспондентами по-прежнему проблема? – спросила Сорокина .
– Эта проблема есть всегда, – вздохнула Анна. – Молодым ребятам трудно научиться говорить просто и понятно о сложных вещах. Казалось бы, они никогда не жили в Советском Союзе, но пишут таким кондовым, шершавым языком плакатов, что скулы сводит.
– И не умеют слушать пресс-конференции, – добавила Светлана Иннокентьевна.
– Да, – подтверждает Горшкова. – Стажер приходит на службу и получает простую задачу: поехать на пресс-конференцию и рассказать, что там было. Когда с него требуют отчет, он отвечает: «Мне нужно переслушать исходники». Зачем? Ты же сам там сидел!
– Вспомни, раньше ведь каждый выпуск был вполне авторский, – Светлана Сорокина продолжила разговор про работу журналистов в кадре. – Работа корреспондентов Зимина и Такменева была совершенно разной. То, что делала Миткова, отличалось от того, что создавал Михаил Осокин. В этом был шарм. Почему сейчас не так?
– Другое время. Правда, на «Первом канале» такого не было никогда из-за структуры новостных программ. Хотя, конечно, ведущий выпуска, кроме того, что пишет подводки, может предлагать темы, участвовать в верстке. Дмитрий Борисов, например, много сам решает: очень самостоятельный.
Одна из слушательниц поинтересовалась, как построить карьеру на «Первом».
– Когда я только пришла на канал, меня посадили в самый низ пищевой цепочки, – вспомнила Горшкова. – А вообще в любой профессии карьерный рост происходит в результате хорошей работы. Сначала вы хорошо работаете, потом открывается окно возможностей. Но у нас в индустрии работают не за карьеру, а за дело.
Спикер отметила, что сегодня недостаточно быть просто хорошим журналистом или продюсером:
– Невозможно работать на телевидении, не разбираясь в технических вещах. Когда ты делаешь новости, нужно понимать, как технически реализовывать свои идеи.
Студенты спросили о том, как формируется редакционная политика канала.
– На «Первом канале» редакционная политика нигде не прописана, – ответила Анна. – Она существует в голове у главного редактора, на которого возложена повышенная ответственность.
– Почему некоторые очевидные события, например марш памяти Немцова, не входят в «первоканальные» новости?
– Каждый имеет право на редакционную политику, – объясняла лектор. – И у «Новой газеты» она тоже есть, просто это СМИ находится на другой стороне. Я их уважаю за то, что они делают качественно свою работу: искренне, а не за деньги. Все остальное – вопрос подбора тем. У нас работают люди, которые в целом разделяют интересы редакции. Иначе просто работать не получится. Себя обмануть нельзя.
Екатерина Федорова, 2-ой курс «Медиакоммуникаций»
Сорокина Светлана Иннокентьевна
Департамент медиа: Доцент