Марина Королёва: «Чтобы уметь писать, нужно писать. Часто, много, быстро и качественно»
Второкурсники образовательной программы «Журналистика» завершают обучение по дисциплине «Рерайт и профессиональное редактирование». Автор программы предмета и его преподаватель Марина Королёва рассказывает о целях и особенностях курса.
Занятия по дисциплине проходили раз в неделю по две пары. На первой студенты обсуждали свежие инфоповоды и типичные ошибки в новостных текстах. А на второй писали уже сами – в группах или индивидуально. По результатам курса 80% учащихся заработали отличные оценки. Остальные получили возможность «добрать» недостающие баллы на экзамене.
– На получение каких навыков направлен курс «Рерайт и профессиональное редактирование»?
– Быстро писать качественные тексты – это основа профессии. Чтобы уметь писать, надо писать. Часто, много, быстро и при этом качественно. Я учу тому, что сама умею и люблю, чем занималась много лет в новостной службе на радио. Прежде всего, учу писать новостные тексты. Мы говорим о работе с информацией, с источниками и о языковых особенностях современных журналистских текстов.
Нам удалось преобразовать курс рерайта в подобие редакции, где одни пишут, другие правят, третьи публично разбирают. И по ходу курса все примеряют на себя разные роли: автора, редактора, шеф-редактора.
– Курс рерайта – это курс по выбору. Как вы оцените уровень студентов, выбравших эту дисциплину?
– На удивление, уровень студентов разный: и по зрелости подхода к информации, и по навыкам написания текстов. Совершенства достичь сможет только тот, кто действительно этого очень захочет. Надежда на то, что навыки, которые я пыталась передать «из рук в руки», всплывут в памяти, когда человек придет на работу в настоящую редакцию: «А вот Королёва говорила нам: избавляйтесь от причастий!»
На лекциях народ живо откликался на вопросы, выбрать из поднятых рук одну или две всегда было проблемой. Но мы не столько теоретизируем, сколько пишем – а потом разбираем ошибки, свои и чужие.
– Второкурсники смогли вас чем-то удивить? И какие ошибки допускали студенты по ходу курса?
– Студенты удивили устойчивым посещением. Для такого курса это критически важно, потому что один из главных навыков журналиста – умение работать под дедлайн.
А ошибки – они, увы, стандартные. Не дал ссылку, сослался на сомнительный источник, начал новость с даты или со слова «сегодня», не разъяснил термин или редкую аббревиатуру, переврал фамилию ньюсмейкера. И еще миллион нюансов, которые учимся распознавать и устранять.
– Что вы скажете о бестселлере «Пиши, сокращай», невероятно популярном среди студентов ФКМД?
– Отличная книга, одна из лучших по теме. Она в списке литературы к моему курсу. Но вы можете перечитать гору литературы о приемах рерайта и редактирования – а когда в редакции в обстановке цейтнота сядете за первую же короткую новостную заметку, начнете лепить к причастному обороту деепричастный и будете начинать предложение со слова «также». Навыки написания текстов должны быть у вас буквально на кончиках пальцев – для этого нужно много-много писать и набить много шишек.
А как относитесь к сервису Ильяхова «Главред» для улучшения текста?
Сервис «Главред» наверняка эффективен как вспомогательный. Но не как основной и единственный! Пишущего журналиста и редактора он не заменит. Пока не заменит. Ждем робота по обработке текстов.
– Что вы посоветуете читать студентам для отработки инфостиля и навыка рерайта?
– Александр Амзин, «Новостная интернет-журналистика», там много отличных советов по текстам.
Наталья Наумкина, 2-й курс «Журналистики»