Искусство вести беседу
В третьем модуле студенты третьего курса ОП «Журналистика» учились брать портретные интервью в рамках дисциплины «Проектный семинар». У каждой из групп занятия вели разные преподаватели: Людмила Телень, Светлана Сорокина и Юрий Бурцев.
Для подготовки итогового задания – интервью – студентам предстояло не только придумать вопросы, но и самостоятельно найти героя и договориться с ним о беседе. С поставленной задачей так или иначе справились все, однако некоторые из учащихся в роли интервьюера ощущали себя не вполне комфортно.
– Интервью – это не мое, – признается Александра Жукова. – После этого курса я поняла, что точно не хочу этим заниматься. Мне было сложно придумать тему и вопросы, которые были бы не просто информативными, а еще и интересными.
У Валерии Шабельниковой возникли неожиданные сложности:Валерия Шабельникова
– Мы с моим однокурсником выбрали одного и того же человека. В итоге девушка-художник пришла на интервью к нему, а не ко мне, но при этом просто молчала. Я не думаю, что такие случаи бывают часто, но когда человек не идет на контакт, это серьезная проблема. А я своему герою задала тему, которая, как мне казалось, соответствовала персонажу. Но в итоге персонаж раскрылся совсем с другой стороны, и моя первоначальная тема провалилась.
Преподаватели никак не ограничивали третьекурсников в выборе собеседников, поэтому студенты брали интервью у тех, кто был интересен им самим.
– Для этого курса я брал интервью у создателя баттл-рэп площадки VyshkaRhymes, – рассказывает Константин Валякин. – Пришлось сильно мучиться со съемкой, локацией и монтажом. Не лучшее мое интервью, но мне было интересно поработать в новой среде. Тем более мы делали интервью в видеоформате, а в тексте все же проще: вопросы можно подшлифовать на выходе, не нужно следить за эмоциями и осанкой.
Александра Жукова тоже столкнулась с техническими трудностями:Александра Жукова
– Нам нужно было или снять видео, или записать звук на диктофон, Встретиться с собеседником лично у меня не получилось, поэтому я попросила его записать голосовые сообщения в одном из мессенджеров. Мне было обидно, потому что мне бы очень хотелось попробовать поговорить с человеком лично и попробовать разные приемы. А когда интервьюируемый присылает тебе голосовые сообщения, тут уже нет речи о том, чтобы его как-то «дожимать».
Хотя далеко не всем третьекурсникам понравилось выступать в роли интервьюера, многие из них отмечают, что любят смотреть программы известных журналистов, специализирующихся на этом жанре.
– Роман Супер – очень хороший интервьюер, – Валерия Шабельникова высказывается категорично. – Он много раз доказывал, что умеет задавать очень острые вопросы. Назвать Познера было бы слишком банально. А Юрий Дудь, безусловно, яркий, но как интервьюер он еще растет.
Александра Жукова не может поддержать однокурсницу:
– Мне нравятся интервью Дудя, очень здорово, что он всегда разговаривает с серьезными людьми без какого-либо благоговения, но при этом с уважением. На парах по курсу «Производство ток-шоу» мы разбирали, какими приемами пользуется Дудь, и я поняла, насколько трудно находить подход к разным людям.
Константин Валякин также отметил, что Юрий Дудь сейчас признанный лидер в жанре видеоинтервью.Константин Валякин
– Но мне все же больше по душе печатная журналистика, – добавляет студент. – Я всегда был в восторге от текстов Ильи Азара из «Новой газеты».
Один из преподавателей курса Людмила Телень отметила, что, хотя все студенты получили положительные оценки, далеко не каждому удалось освоить навыки, необходимые профессиональному интервьюеру.
Людмила Олеговна выделяет три проблемы, с которыми столкнулись третьекурсники:
– Самая большая проблема для студентов – сформулировать тему своего интервью. То есть ответить самому на вопрос: «Зачем я задаю вопросы этому конкретному человеку?». Из-за этого выбор собеседника зачастую случаен, а вопросы выстраиваются по принципу «понемногу обо всем», что превращает интервью в бессмысленную болтовню о том о сем. Еще одна проблема – неумение формулировать вопросы так, чтобы заставить собеседника задуматься и не дать ему возможность отвечать штампами. И третья существенная проблема – отсутствие интереса к форме. Практически никто не постарался придумать свои ходы внутри жанра. Вопрос-ответ – и никакой фантазии.
По мнению Телень, студентам не стоит подражать известным журналистам, но необходимо изучать их опыт и критически его осмысливать.
Белла Зокаева, 2-й курс «Журналистики»