«Их самих этот процесс завораживает». Студенты «Журналистики» завершили работу над радиопроектами
В четвёртом модуле второкурсники группы БЖУР161 работали над созданием собственных радиостанций в рамках проекта «Студенческая редакция». Курс прошел под руководством Сергея Корзуна и Марины Королёвой.
Послушать радиопроекты можно было с 11:50 до 12:10 в прямом эфире по будним дням в столовой корпуса на Хитровке или Медиадворе. Студенты из БЖУР161 отличились от предыдущих групп оригинальными тематиками и названиями своих радиостанций:«PROSEX», «BarDuck», «Клуб Завтрак» и «Орбитальная станция».
Анастасия Курашева из команды «PROSEX» объяснила выбор тематики:
– Решили взять эту тему, потому что секс для нас – это пласт культуры, естественная потребность, инструмент маркетинга и многое другое, но его обсуждение до сих пор остаётся табуированным. Мы пришли, чтобы это исправить и говорить вслух о всех его проявлениях.
– Мы пытались просвещать не стесняясь на темы стигматизации секса, феминизме, – рассказывает Мадина Болатова. – У нас были самые разные форматы: репортажи из эротического музея, фемфеста, интервью с феминисткой Беллой Рапопорт, с парнем-продавцом из секс-шопа. Были короткие вокс-попы со студентами, рубрика «Провокация и хаос», где мы говорили о предстоящих пикантных мероприятиях в Москве. На мой взгляд, самая лучшая наша рубрика – это «Игра в классики». Мы проводили ее два раза, но зато как! Если послушаете, сразу поймёте, о чем я: очень драйвово и круто объясняем те вещи, о которых порой стесняешься спросить.
Команда «Орбитальной станции», что очевидно и из названия, вещала о космосе.
– Мы играем роль инопланетян, – поделилась Анастасия Серова. – Наша тарелка сломалась, и мы застряли на орбите Земли. Мы вынуждены приспосабливаться, чему-то учиться у людей, но скоро мы улетаем.
По словам шеф-редактора радиостанции «BarDuck» Ольги Матяшовой, проект ее команды – «развлекательное радио с ноткой чего-то образовательно-учебного»:
– Рубрики зависели от темы: у нас это были новости, интервью, репортажи, «Шмотки» (об обзорах), «Словарь» (о странных и необычных словах), «Записки из подполья» (о книгах) и игры-опросы, – говорит Ольга.
– Мы рассказываем о разнообразных андеграундных вещах, о которых вне нашего радио слушатель вряд ли бы когда-то узнал, – утверждает Ангелина Ордовская. – Со второго эфира мы начали полностью посвящать выпуск определённой теме. Это были вечеринки, рэп, магия и субкультуры. И везде, разумеется, мы говорили не о популярных вещах, а о чем-то «подпольном», если можно так выразиться.
«Клуб Завтрак» позиционировал себя «как пятничное, развлекательное радио, которое расслабляет».
– Мы рассказываем про смешные новости, про тусовки и прочие возможности культурного времяпрепровождения на выходных, а ещё сказки читаем, – говорит Анастасия Недоступ.
В течение модуля студенты сталкивались с различными сложностями: разногласия внутри команды, споры с преподавателями, технические неполадки и многое другое.
– Поначалу сталкивались с тем, что ты вроде все продумываешь до мелочей, пишешь сценарий, а в эфире все звучит совсем не так, и вообще стыдно слушать, – поделилась Ангелина Ордовская. – Мы долго шли к естественному и живому звучанию ведущих, но в итоге все получилось.
– Как таковых сложностей мы не встретили, – признается Мадина Болатова. – Но порой проблема была в том, что тема нашего радио очень щепетильная, и иногда мы спорили с преподавателями, какие вещи можно говорить в эфире, а какие нет. Временами с ребятами спорили, какой материал подрезать, чтобы уложиться во временные рамки.
Анна Оленева из команды «Клуб Завтрак» жалуется на равнодушие некоторых коллег:
– Я вообще не очень люблю командную работу, потому что все люди разные. Кто-то не очень серьёзно относился к этому проекту, кому-то вообще всё равно. Кто-то старается, а кто-то нет. А ещё мы не всегда были согласны с замечаниями преподавателей.
На подготовку эфира студенты тратили в среднем от трёх дней до недели, однако иногда приходилось работать и в экстренном режиме.
– Бывало такое, что мы вечером в воскресенье готовились к эфиру, который был в понедельник, – рассказывает Анастасия Серова. – Иногда даже утром в понедельник что-то доделывали. Было очень странно, когда то, что мы готовили буквально в течение нескольких часов, получало более высокую отметку, чем то, над чем работали долго/
Ольга Матяшова оценила качественный прогресс своей команды:
– У нас прослеживалась реальная динамика. Первые эфиры были не очень, последние – уже очень. С каждым эфиром становилось качественнее.
Ангелина Ордовская согласна с одногруппницей:
– Понравилось, что так же, как и в модуле, когда мы работали над новостной ТВ-программой, была возможность нарабатывать практические навыки, начиная от монтажа и работы с техникой и заканчивая самостоятельным построением эфира. Каждый выпуск учишься на своих ошибках и, в конце концов, видишь огромный прогресс. Это здорово!
Преподаватель курса Марина Королёва отметила работоспособность группы БЖУР161:
– Ни одного срыва эфира по вине студентов. Стабильная работа, несмотря на вынужденный простой на время майских каникул. Неизменная заинтересованность. Постепенное, но неуклонное превращение группы в звучащее радио. Мне кажется, их самих этот процесс завораживает.
За этот учебный год студенты создали шестнадцать радиостанций с оригинальными концепциями, однако, по словам Марины Александровны, ни одной команде не удалось совершить ничего феноменального:
– Цель курса, конечно, достигнута – в том смысле, что второкурсники теперь точно знают, как это бывает, когда ты работаешь на радио. Они заглянули в эту дверь, попробовали создать радио своими руками. Несколько команд из шестнадцати оказались просто выдающимися! А вот гениальных пока не было, к сожалению. Таких, которые совершили бы прорыв в неизведанное, в новый век радио... Ждем!
Белла Зокаева, 2-ой курс «Журналистики»
Корзун Сергей Львович