• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Что прочитать, чтобы начать разбираться в журналистике и медиакоммуникациях

Если вдруг вы еще раздумываете, с какой профессией хотите связать свою судьбу, возможно, вам стоит прочитать эти книги.

Что прочитать, чтобы начать разбираться в журналистике и медиакоммуникациях

Вы уже решили, кем хотите стать в будущем? Скучным юристом, занудным экономистом, философом со странностями или возвышенным филологом? Вероятно, если вы любите кино, мемы, селфи и социальные сети, то эти профессии не очень для вас. Вы можете быть репортером, радио ведущим, продюсером, колумнистом и лучшим мемоделом всех времен. Но прежде, чем войти в эту сферу, кое-что придется узнать. Чтобы вы понимали, что образование – это не всегда что-то очень скучное, вам стоит познакомиться с книгами, которые важны для исследователей медиа и журналистики и которые посвящены разным областям медиа-жизни. Вдруг представленный список станет еще одним аргументом, чтобы вы приняли решение поступать на Факультет коммуникаций, медиа и дизайна в Высшую школу экономики?

Ниже представлены те книги, которые вы можете прочесть в качестве дополнительной литературы, и потому не забывайте о главном источнике для подготовки к поступлению – вышкинском учебнике «Мультимедийная журналистика» под редакцией Анны Качкаевой и Светланы Шомовой. Ну, а «Историю и теорию медиа» руководителя Департамента медиа Ильи Кирии и профессора Анны Новиковой вы прочитаете уже будучи студентами образовательных программ журналистики и медиакоммуникаций.

Политический анализ коммуникационного изобилия

Кин Д. Демократия и декаданс медиа. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 

Джон Кин – не медиа, но политический теоретик. Написав множество книг по политической теории, в какой-то момент он, как того и требует этос настоящего исследователя, обратился к тому, что является наиболее актуальным для нас сегодня: он решил понять, каким образом на политическую жизнь влияют новые (и старые) медиа. Иными словами, в фокусе его внимания – цифровая демократия, а вместе с ней киберграждане и электронное правительство. Несмотря на то, что в книге есть словосочетание «декаданс медиа», автор смотрит на эпоху «коммуникационного изобилия» с оптимизмом, отмечая, что общественная жизнь западных обществ вместе с цифровизацией меняется в лучшую сторону. Это, однако, не означает того, что медиа не нужно спасать от государственного контроля и рыночного надзора. Сам Кин признает, что в нынешних условиях «текучей современности» материал его книги, увидевшей свет на английском в 2013 году, вскоре устареет. Но это не означает, что устареет его анализ и многие выводы, к которым он пришел. В конце концов, даже как-то приятно сегодня вспомнить о таких некогда громких явлениях, как WikiLeaks. А только начинающим исследованиям медиа будет интересно познакомиться с тем, что беспокоило общество десять лет назад. Ну и, если честно, то устарело не так уж много. Скажем, Twitter все еще актуален.

Вместо учебного пособия

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Книга социолога Фрэнка Уэбстера в оригинале вышла очень давно (второе издание в 2002 году). И даже ее русский перевод уже отметил пятнадцатилетний юбилей. К счастью, этот источник нельзя назвать устаревшим ни в каком смысле. Потому что «Теории информационного общества» выполняет функцию учебника по медиатеории лучше большинства иных текстов по теме. Поскольку язык книги простой и все разжевывается по нескольку раз, то для абитуриентов этот текст окажется просто незаменимым. Не вникая в сложный язык первоисточников, они познакомятся с теориями Дэниела Белла, Юргена Хабермаса, Энтони Гидденса и, что особенно важно, Мануэля Кастельса – одного из главных философов информационного общества. Некоторая ирония состоит в том, что сам Уэбстер сомневается насчет того, что нашу новую формацию можно однозначно считать «информационным обществом». Но тем важнее его книга, потому что все анализируемые теории подвергаются аргументированной критике, и потому читатель сам сможет составить свое мнение о том, кто из великих теоретиков победил в соревновании за то, чтобы наше время описывалось именно в терминах его концепции.

Самое свежее

Левинк Г. Критическая теория интернета. М.: Ад Маргинем Пресс, 2019.

Конечно, только классикой в случае с такой сферой общества, как медиа, не обойдешься. Тем более что хотя Хабермас и Гидденс могут оказаться полезными в изучении интернета в рамках теоретического анализа, все же сам интернет – не предмет их внимания. Зато голландский теоретик интернета Герт Ловинк пишет исключительно про эмпирический аспект сети. Если угодно, он делает примерно то же, что Джон Кин, только на немного более свежем материале и более вольно, не стесняясь оставлять некоторые вопросы, требующие размышлений, без ответов. Кто знает, вдруг ответ на эти вопросы есть именно у вас. Кроме того, «Критическая теория интернета» – это собрание эссе разных лет. Какие-то из них носят политический характер, а какие-то – теоретический. Последние точно нельзя назвать устаревшими, и они, разумеется, многое помогут понять про ту сферу, в которой все мы сегодня проводим так много времени. Читатель найдет здесь массу полезного: и про социальные медиа, и про культуру комментариев, и про бизнес-модели соцмедиа, и даже про мемы. Так что хотя бы эссе «Интернет по ту сторону иллюзий – принципы дизайны мемов» нынешнему школьнику и завтрашнему студенту совершенно точно покажется как минимум любопытным. А еще в программе – цифровой детокс, истории запросов, селфи и далее по списку.

В качестве развлечения

Жижек С. Киногид извращенца: кино, философия, идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014

Славой Жижек вряд ли нуждается в представлении. До сих пор он считается одним из самых популярным из ныне живущих философов со всеми вытекающими плюсами и минусами. Если вы вдруг почему-то его не знаете, то однозначно стоит познакомиться. У него есть сложные тексты, но «Киногид извращенца» не из таких. В этой книге собраны тексты Жижека про кино, которые выходили на русском языке в самых разных изданиях. И хотя Жижек даже здесь порой слишком углубляется в лакановский психоанализ или позволяет себе традиционные для него пространные рассуждения, это все равно увлекательное чтиво. Если заключить в скобки Лакана и Маркса, жижековские интерпретации известных фильмов остаются оригинальными и весьма неожиданными. Те, кому надоели Тарковский и Хичкок, смогут заинтересоваться главами про «Матрицу», «Аватар» и «Темного рыцаря». Вы, например, задумывались когда-нибудь о том, что Брюс Уэйн (он же Бэтмен) – обычный капиталист, а Бэйн – настоящий революционер? Если нет, почитайте Жижека. Возможно, он сможет вас убедить в том, что Бэтмен – не самый привлекательный супергерой.

О зомбоящике

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002.

И чтобы не забывать про журналистику как таковую, разумеется, книга и об этом. Пьер Бурдье – выдающийся французский социолог, влияние которого на современную социальную и гуманитарную науку сложно переоценить. И тем приятнее, что он обратил внимание на такую важную сферу жизни общества и ближе к концу жизни прочел несколько лекций о телевидении и журналистике в Коллеж де Франс. Это очень привлекательная книга по многим причинам. Во-первых, писал Бурдье сложным языком, но поскольку в данном случае речь идет о лекциях, то книга читается невероятно легко. Во-вторых, здесь Бурдье на пальцах объясняет свою теорию полей, применяя ее для анализа телевидения. В-третьих, Бурдье, хотя и говорит о вещах, сегодня ставших очевидными, на самом деле куда дальше от банальностей, чем другие исследователи. Разумеется, автор далек от того, чтобы восхвалять формат тележурналистики, и потому с его наблюдениями важно познакомиться тем, кто хочет связать свою жизнь с работой на ТВ. Наконец, эта короткая работа более, чем актуальна: телевидение хоронят уже не одно десятилетие, а оно все еще остается важнейшим атрибутом домашней жизни и, кажется, не собирается отступать перед интернетом. В общем, будущие журналисты, эта книга для вас.

Автор текста: Александр Павлов, д.ф.н., руководитель научного содержания
программ «Журналистика» и «Медиакоммуникации»