• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

16
Июль

Студентка ФКМД стала победительницей международного конкурса исследовательских работ о Холокосте

Студентка 4 курса «Журналистики» Анастасия Кровицкая заняла первое место в XXI Международном конкурсе научных и творческих работ «Холокост: память и предупреждение» в номинации научно-исследовательских работ, выступив с докладом на тему «Память о Холокосте в эпоху новых медиа».

Когда и как ты начала заниматься темой Холокоста?

Как исследователю, Холокост мне интересен, потому что в последние годы он приобрел исключительно медиатизированный характер. Тема памяти о Холокосте, исторические параллели и разного рода отсылки к событиям геноцида постоянно фигурируют в отечественных и иностранных медиа. Однако консолидированной позиции касательно форм репрезентации Холокоста нет, поэтому зачастую любая попытка рассказать о геноциде еврейского народа неоднозначно воспринимается обществом. Сформулировав эту проблему, я начала писать курсовую работу под руководством Олега Витальевича Будницкого, которая переросла в мое уже двухлетнее увлечение темой.

О чем твоя работа?

В своем исследовании «Память о Холокосте в эпоху новых медиа» я поднимаю вопрос двойственности памяти о геноциде, о котором ранее писали такие выдающиеся исследователи в области Memory Studies как Морис Хальбвакс, Алейда Ассман, Эндрю Хоскинс и Вульф Канштайнер. Я операционализирую выдвинутую ими модель социально санкционированных и социально несанкционированных воспоминаний о Холокосте на конкретных примерах проектов в новых медиа. Также важными аспектами в рамках моего исследования стали технологические ограничения памяти о Холокосте и социальная природа памяти в контексте новых медиа.

Почему решила принять участие в конкурсе?

Надо сказать, что я принимаю участие в конкурсе второй год подряд. В прошлом году выступала с докладом дистанционно, в этом - очно. Безумно рада, что смогла стать полноценным участником: послушать доклады коллег, принять участие в дискуссии, завести новые знакомства в академических кругах. Но, пожалуй, самым важным для меня было услышать мнение профессионалов о моей работе. Особенно ценно, что Илья Александрович Альтман, сопредседатель Научно-просветительного Центра и Фонда «Холокост», видный исследователь Холокоста международного уровня, лично давал фидбэк каждому выступающему с докладом.

Существует ли в России научное сообщество, которое занимается этой темой?

К сожалению, в случае с медиатизацией памяти о Холокосте как такого научного сообщества нет. Лично для меня примерами для подражания в области медиатизации памяти являются Ирина Сергеевна Душакова и Оксана Владимировна Мороз, которые преподают на нашем Департаменте медиа. Во многом благодаря курсу Ирины Сергеевны меня и заинтересовали исследования в области медиатизации памяти. Но что касается непосредственно Холокоста, то в русскоязычном научном сегменте чаще анализируются старые институты, связанные с геноцидом (кинематограф, театр, литература, традиционные медиа), когда репрезентация геноцида в новых медиа остается в стороне. Хотя, по результатам моего прошлогоднего социологического исследования среди 400 российских студентов из 25 вузов, большинство из них взаимодействуют с дискурсами о Холокосте исключительно в новых медиа. Из чего следует вывод, что тема актуальна и малоизучена, поэтому есть острая потребность в создании научного сообщества, которое будет заниматься подобного рода исследованиями.

Планируешь ли ты продолжить свои исследования в этой области?

Безусловно! Тема моей дипломной работы под руководством Ирины Сергеевны Душаковой звучит как «Холокост и другие геноциды в медийном дискурсе России и Германии». Сравнительный анализ во многом расширит мое собственное понимание проблемы. Также будет интересно понять, как немецкие коллеги подходят к данному вопросу. Учитывая тот факт, что Холокост это глобализированный дискурс и сейчас происходит его повсеместная универсализация как пика ксенофобии, мне будет важно проанализировать то, как Холокост влияет на восприятие других геноцидов и помогает формировать дискурс.

Саламудин Умаров