Кто такие кураторы курсов и как они помогают студентам? Объясняем
Студенты в начале своего образовательного пути сталкиваются с незнакомыми ситуациями и проблемами. Здесь на помощь приходят кураторы Вышки, которые помогают студентам в организации учебного процесса. Мы поговорили с кураторами курсов о том, какие вопросы им приходится решать, и с какими проблемами студентов им уже удалось справиться.
– Чем куратор может помочь студентам?
– Основная функция куратора курса заключается в решении проблем студентов, связанных с организацией образовательного процесса. Мы помогаем академическому руководителю программы выявлять и решать проблемы студентов, связанные с обучением и адаптацией в Университете. Помогаем студентам эффективно взаимодействовать с учебным офисом программы и с преподавателями дисциплин, когда по каким-то причинам студентам не получается решить проблемы самостоятельно. Кураторы оказывают первичную (не профессионально-консультативную) психологическую поддержку студентам по необходимости и запросу со стороны студентов. Также кураторы помогают различным отделам информировать студентов о важных мероприятиях, событиях, ключевых дедлайнах по учебе и т.д.
– Приведите примеры вопросов, по которым к вам обращаются
– Если у вас есть какая-то проблема, и вы не знаете, как ее решить, то вы всегда можете обратиться к своему куратору. Куратор либо поможет ее решить, либо как навигатор направит и сведет вас с теми, кто подскажет и поможет. Примеры вопросов, с которыми ко мне обращались студенты: как найти научного руководителя для написания КР, как поменять майнор, преподаватель не объяснил систему оценивания дисциплины, в аудитории нет интернета и т.д.
– В чём заключается Ваша работа?
– Мне важно поддерживать постоянную связь со студентами, быть доступной для их вопросов, регулярно встречаться со старостами. И самое главное — решать проблемы. Иногда они решаются коротким письмом или разговором, а иногда нужно вовлечь в процесс несколько людей, представителей различных подразделений Вышки, чтобы в конечном итоге решить задачу.
– Какие проблемы студентов удалось решить на месте куратора?
– В Положении о кураторах курсов студентов, который разрабатывался в Институте медиа Факультета креативных индустрий, говорится о трех направлениях: организационном, научном и профориентационном, педагогическом и психологическом. За три года работы преподавателем-куратором бакалавриата ОП «Медиакоммуникации» (около 150 студентов) собралось много вопросов: от проблем с горячей водой в общежитии до ликвидации долгов по кредитам. Самые типичные: конфликты студенческих групп с преподавателями, риски отчисления за академическую задолженность, организационные проблемы, потребность в психологической поддержке, оперативное решение организационных проблем. Самая редкая проблема: оспаривание оценок по тестированию на английском на уровне Вышки. Ориентировочно, в 95% случаев удавалось помочь. 5% — случаи обидных отчислений, где мы вместе боролись до конца, но не хватило времени или подтверждающих документов. Новое поколение студентов — у меня сейчас 1 курс — больше инициирует свои проекты. Проблем — хватает, мы решаем их сообща.
– В чем видите основную сложность работы куратором?
– Первое время, безусловно, настороженно. Ключевая проблема куратора курсов студентов — он воспринимается как часть административного аппарата, и коллега преподавателям. Поэтому важно было доказать свой нейтралитет. Изнутри это также сложно. Например, при организации встреч с руководством Института по вопросу конфликта преподавателя со студентами даже сидишь подчеркнуто отдельно, как «адвокат». При этом этически не имеешь права оценивать действия преподавателя. Есть ПУД, есть критерии сторон, есть регламенты Университета, ищешь выход, устраивающий всех. В этом смысле кураторство — самая переговорная часть работы преподавателя. И когда студенты видят результат, они начинают доверять, а это — самое ценное.
Ален Шорин