• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Подготовка

Для поступления в рамках общего конкурса абитуриентам нужно сдать ЕГЭ и творческое испытание. 

Для этого необходимо набрать минимальные баллы по каждому испытанию:

Литература (ЕГЭ) – минимальный балл 60;

Русский язык (ЕГЭ) – минимальный балл 60;

Дополнительное вступительное испытание творческой направленности – минимальный балл 60.

Если вы сдали ЕГЭ меньше, чем на минимальный балл, к сожалению, вы не сможете подать документы в Вышку. Поэтому необходимо тренироваться, чтобы получить хороший результат по ЕГЭ и повысить шансы на поступление. Готовиться к сдаче ЕГЭ можно на базе факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ в удобном формате (онлайн, оффлайн, индивидуально или самостоятельно). Слушатели ФДП имеют право на получение скидки на обучение в бакалавриате в соответствии с местом в рейтинге.

Также в Интернет-школе НИУ ВШЭ доступны курсы по каждому отдельному предмету.

Еще одним способом получить профильную подготовку к поступлению на программу «Журналистика» для учащихся 10-11 классов является обучение в Лицее НИУ ВШЭ. Обратите внимание на Факультетский день направления подготовки Гуманитарные науки, ориентированный на образовательные программы Института медиа.

Дополнительное вступительное испытание

Дополнительное вступительное испытание творческой направленности на программе «Журналистика» оценивается по 100-бальной шкале. Абитуриент, не набравший 60 баллов за дополнительное вступительное испытание, считается выбывшим из конкурса.

Дополнительное вступительное испытание по Журналистике заключается в написании письменной работы на одну из литературных или социально-политических тем на выбор. Абитуриентам предлагаются на выбор до 8 тем:

Примеры тем сочинений (литературные темы):

1. Тема чести и достоинства в русской литературе XIX века.

2. Образ Родины в русской литературе XIX века.

3. Семейные ценности в жизни человека XIX века (на примерах русской литературы). 

4. Общественная мысль и её выражение в России XIX века.

5. Война и литература (по произведениям ХХ века).

6. Преобразования страны в ХХ веке в текстах русской литературы.

7. Страна и молодёжь в русской литературе ХХ века.

8. Мои размышления о России ХХ века [можно сделать уточнение: начала, середины, конца ХХ века].

Примеры тем сочинений (социально-политические темы): 

1. Чем сегодня живёт Россия.

2. Кто не должен быть журналистом?

3. Рассказ о защитниках Отечества.

4. Мой мир и мой взгляд на жизнь. 

5. Умерла ли сегодня журналистика?

6. Репортаж моей мечты.

7. Мой любимый журналист.

8. Нам нужна одна победа…».

Абитуриент должен выбрать одну тему сочинения из предложенных и указать ее в начале своей работы.

При написании письменной работы абитуриент должен:

  • раскрыть выбранную тему;

  • показать знание литературного материала и его проблематики, текущей ситуации, общественно-политического и социального контекста;

  • излагать свои мысли доходчиво, логично, связно, в соответствии с нормами русского языка и орфографии;

  • показать умение творчески интерпретировать заданную тему, не подменяя ее другой темой и соблюдая грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы русского литературного языка;

  • показать умение продемонстрировать свою позицию и аргументировать ее, привлекая знания из смежных наук/областей (история, литература, обществознание) в рамках школьной программы и личного опыта;

  • показать умение оперировать фактами и комментировать их для раскрытия темы.

Объем материала может составлять от 2500 до 4500 знаков с пробелами.

Продолжительность написания письменной работы – 180 минут.

Все письменные работы проходят проверку на антиплагиат в системе «Антиплагиат» НИУ ВШЭ. Доля заимствований и цитат должна составлять не более 30% работы. При доле заимствований более 30% работы выбывают из конкурса и не рассматриваются экспертами.

Критерии оценивания дополнительного вступительного испытания (литературные темы)

Критерий                                                                            Максимальный балл

Привлечение литературного и исторического материала                   
40
Авторская позиция, самостоятельность суждений
20
Структура текста, логика изложения, выводы
20
Грамотность
          20          

Критерии оценивания дополнительного вступительного испытания (социально-политические темы) 

Критерий                                                                            Максимальный балл
Понимание и раскрытие темы   
10
Оригинальность, живость, образность, наблюдательность
10
Фактическая основа
10
Уровень культуры, кругозор
10
Самостоятельность суждений, авторская позиция
10
Интерес к вопросам общественной жизни
10
Структура, композиция, логика изложения, выводы
10
Стремление написать текст по типу журналистского произведения
10
Литературный стиль, словарный запас
10
Грамотность
          10          

Онлайн консультация по прохождению дополнительного вступительного испытания творческой направленности

16 июля в 17:00 мск онлайн консультация по дополнительному вступительному испытанию творческой направленности для абитуриентов программы «Журналистика». Регистрация здесь.

  • Как еще можно подготовиться к поступлению?

  • Для подготовки к написанию письменной работы на литературные темы абитуриенты могут внимательно изучить произведения различных литературных эпох, от классики до современной литературы. Важно иметь представление о литературных направлениях, авторах и их творчестве. Также нужно уметь анализировать тексты, сюжеты, персонажей, особенности стилистики и языка авторов. Полезно изучить контекст написания произведений, провести анализ исторических событий или социокультурных реалий, которые повлияли на творчество писателя. Дополнительно полезно ознакомиться с литературной аналитикой, включая изучение характеристик и мотивов персонажей, тематические аспекты произведений, а также художественного стиля авторов.

  • Для успешного написания работы на социально-политическую тему абитуриентам важно быть в курсе современных общественно-политических событий, как в России, так и в мире. Нужно обратить внимание на ведущие политические течения, актуальные проблемы и вызовы, а также на понимание социальных дисбалансов и конфликтов в обществе. Помимо этого, абитуриенты должны уметь анализировать и аргументировать свою точку зрения в области социально-политических вопросов, уметь сопоставлять различные точки зрения и строить убедительные аргументы. Знание исторического контекста полезно для осмысления развития событий и тенденций в современном мире. Владение основами политологии, социологии и истории поможет выстроить обоснованные рассуждения и аргументировать свою точку зрения.

  • Читайте литературу. Абитуриентам следует хорошо ориентироваться не только в произведениях школьной программы, но и в целом в литературной классике.

    Рекомендуемая литература

    1. Бернстайн У. Массмедиа с древнейших времён до наших дней. М., 2017.

    2. Болотова Л.Д., Тихонова О.В. История отечественной радиожурналистики. 1895-2020. М., 2023.

    3. Вирен Г.В., Фролова Т.И. Информационные агентства. Как создаются новости. М., 2015.

    4. Засурский Я.Н. Коммуникация в обществе знаний. М., 2013.

    5. Кинг, Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М., 2018.

    6. Козловский Б. Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям. М., 2018.

    7. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М., 2013.

    8. Кульчицкая Д.Ю. Новые медиа в глобальном мире. М., 2021.

    9. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! СПб., 2012.

    10. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2021.

    Дополнительная литература

    1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

    2. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М., 1995.

    3. Введение в деловую журналистику (под ред. М.В. Зеленцова). М., 2023.

    4. Довлатов С. Соло на ундервуде (в разных изданиях).

    5. Королёва М.А. Говорим по-русски правильно. М., 2007.

    6. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

    7. Лапшина Г.С. Искусство глазами журналиста. М., 2016.

    8. Лысенко А.Г. ТВ живьём и в записи. М., 2011.

    9. Медиасистема России (под ред. Е.Л. Вартановой). М., 2020.

    10. Нелли Блай. Профессия: репортёрка. М., 2022.

    11. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. От Античности до современности. М., 2021.

    12. Чапек К. Как делается газета (в разных изданиях).

    13. Амзин А.А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом. М., 2020.

    14. Силантьева О.М. 92 мультимедийных формата. Екб., 2018.

    15. Качкаева А.Г., Шомова С.А., Мирошниченко А.А., Лапина-Кратасюк Е.Г., Кирия И.В., Силантьева О.М., Амирханова Г., Корнев М.С., Петрушко М.В. Мультимедийная журналистика. М., 2017.

    16. Ильяхов М.О., Сарычева Л.А. Пиши, сокращай. М., 2018.

    17. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2008.

    18. Амзин А.А., Галустян А., Гатов В., Кастельс М. и другие. Как новые медиа изменили журналистику 2012 – 2016. М., 2016.

  • Уделите внимание книгам не только из школьной программы, которые раскрывают следующие темы:

    - Внутренний мир человека, его духовно-нравственные ориентиры (книги из школьной программы, которые исследуют личностные качества героев, моральные и этические нормы)

    - Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом (книги из школьной программы, которые исследуют взаимоотношения между людьми, их нравственные идеалы и выбор между добром и злом)

    - Познание человеком самого себя (книги из школьной программы, которые помогут аргументировать свою точку зрения в сочинении, понять, как устроен человек, осмыслить механизмы принятия решений)

    - Семья, род, семейные ценности и традиции (книги из школьной программы, которые исследуют отношения внутри семьи, влияние социальных и культурных факторов на индивида)

    - Человек и общество (книги из школьной программы, которые исследуют отношения героя к социальным и государственным структурам)

    - Родина, государство, гражданская позиция человека

    - Природа и культура в жизни человека (книги из школьной программы, которые исследуют темы природы и культуры)

    - Наука и человек

    - Искусство и человек

  • Смотрите фильмы о журналистике и журналистах, ходите в хорошие музеи, театры, листайте энциклопедии и справочники, знакомьтесь с качественным документальным кино. Это развивает любознательность, образное мышление, хороший вкус, чувство стиля, информационное и эстетическое чутье, столь нужные журналисту.

    Журналистика и образы журналистов в кино: фильмы «Журналист» (12+), «Секретное досье» (16+), «Доброй ночи и удачи» (12+), «Вся президентская рать» (16+), «Хвост виляет собакой» (16+) и др.

    Журналистика и образы журналистов в литературе: Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Журналистика в Теннесси»; С. Довлатов «Компромисс»; Ф. Искандер «Созвездие Козлотура»; И. Эренбург «Сила слова»; К. Симонов «Живые и мёртвые» и др.

  • Следите за новостями! Знакомство с материалами газет и журналов, программами различных радиостанций и телеканалов, текстами информационных Интернет-порталов, ключевыми YouTube- и Telegram-каналами позволит вам быть в курсе новостной повестки дня, хорошо представлять себе, что именно находится сегодня в фокусе внимания современной аудитории.

  • Посещайте различные профориентационные мероприятия, факультативы и проекты, проводимые для медиаклассов.

  • Принимайте участие в StudyTour – ежегодном мероприятии, проводимом Институтом медиа, в рамках которого вы сможете посмотреть как на практике складывается учебный процесс, познакомиться с преподавателями и почувствовать себя в роли студента.