Языки онлайн: индивидуальный фидбек и перезагрузка мозгов
В марте Вышка перешла в режим полного онлайна. Как дистанционно преподавать иностранный язык? Какие платформы и каким образом удобнее использовать? И, наконец, как не терять крайне важный для обучения иностранному языку контакт со студентами? О своих лайфхаках рассказывают преподаватели Школы иностранных языков.
Языки онлайн: индивидуальный фидбек и перезагрузка мозгов
«Индивидуальный фидбек каждому студенту»
Существует много возможностей для того, чтобы работать со студентами как синхронно, так и асинхронно, как в группах, так и индивидуально, рассказывает к.ф.н., преподаватель английского языка и других курсов в ШИЯ Мария Александровна Кирсанова.
«На данный момент я использую две платформы для взаимодействия со студентами: Zoom и Google classroom. Для онлайн занятия мне больше всего понравился Zoom, так как можно делить студентов на группы, делиться экраном, а также совместно пользоваться экраном. Для внеклассной коммуникации со студентами я использую Google Classroom, где я задаю домашнее задание, самостоятельную работу, письменные работы и квизы. Данное приложение очень удобно тем, что можно указывать дедлайны, загружать видео, аудио и тд. Студенты также могут задавать вопросы, комментировать. Можно отправлять сообщения как всей группе, так и отдельным студентам. Google classroom позволяет отправить индивидуальный фидбэк каждому студенту.Кроме указанной базы я использую различные приложения для создания онлайн опросов и последующих обсуждений. Например, для интерактивных презентаций я использую Mentimeter. С помощью данного сайта можно создавать опросы, квизы, word cloud и др. в реальном времени и потом обсуждать получившиеся результаты. На мой взгляд, практически незаменимо приложение Kahoot, которое я использую для отработки и повторения вокабуляра».
Единственное неудобство работы в Zoom - ограничение 40 мин, по словам Марии Александровны можно использовать во благо. Если разбить занятие на 2 части с пятиминутным перерывом, то можно немного «перезагрузить мозги». Студенты отмечают такую возможность как плюс.
«Я стараюсь отправить весь материал, который может понадобиться до начала занятия (аудио, ссылки на видео, раздаточные материалы), что позволяет сократить время. Например, если у меня не открывается видео, которое мы будем обсуждать, студенты могут его посмотреть сами, отключив микрофоны».
Как отмечает Мария Александровна (и другие опрошенные преподаватели), основной плюс дистанционного обучения — это, конечно, экономия ресурсов из-за отсутствия необходимости куда-либо ехать. Посещаемость дистанционных занятий лучше, чем, очных, и опозданий меньше.
«От преподавателя не спрячешься за спинами одногруппников»
Пятиминутные перерывы и заблаговременная рассылка необходимых файлов заранее - этими лайфхаками пользуются и другие преподаватели Школы. Рассказывает преподаватель китайского языка Карина Артуровна Кочинян:
«На последних занятиях мы разбирали новый материал (достаточно объёмный и непростой), подробное изложение которого (помимо учебника), мной было подготовлено и выслано им в Google документе (структурированная по тезисам, но детальная и полная подача каждого пункта лексико-грамматического комментария с примерами и небольшим заданием на применение нового для каждого пункта).
Студенты имели возможность заблаговременно изучить файл, выполнив задание самостоятельно, для более продуктивного усвоения при обсуждении уже на занятии. При этом они могли открывать документы на любом удобном для них гаджете отдельно от видеоконференции в Zoom. В режиме реального времени можно также корректировать расшаренный Google документ, все изменения студенты видят тут же на месте
Новый материал ввожу, по возможности используя принципы т.н. “перевёрнутого класса”: студенты дома предварительно разбирают новый материал самостоятельно, на занятии происходит уже совместный разбор в формате не лекции, а диалога».
Безусловно, к новому формату работы необходимо привыкнуть - как преподавателю, так и студентам. По словам Карины Артуровны, обнаружилось, что онлайн обучение имеет и ряд плюсов: некоторым студентам так легче учиться, они стали более внимательными.
«Студентам поначалу было непривычно, на первом онлайн занятии отмечали, что в домашней обстановке им тяжелее концентрировать внимание, особенно если возникают помехи связи, к тому же остаётся потребность в живом присутствии. Но на втором-третьем занятии некоторые уже стали говорить, что не чувствуют разницы - всё примерно так же, как в аудитории, - а кому-то, как оказалось, в новом режиме даже легче всё воспринимать, поскольку перестали, например, отвлекаться на одногруппников или на что-то ещё.
Есть студенты, которым в аудитории комфортнее садиться за последнюю парту, за чьими-то спинами. А чем дальше студент сидит от преподавателя, тем легче он отвлекается, тем сложнее ему бывает удерживать контакт с преподавателем. На онлайн занятии же все студенты оказываются в равной позиции, “прятаться” становится не за кем".
«Важно выглядеть максимально профессионально»
Лайфхак преподавателя НИСа «Развитие навыков академического дискурса» и курса «Literary Analysis and Interpretation» Натальи Александровны Путилиной - относиться к дистанционному обучению так же, как и к преподаванию оффлайн: тщательно готовиться, иметь несколько разных заданий (всегда лучше "с запасом", разные группы за разное время могут выполнять задание; плюс задания для разных групп по одному предмету тоже могут несколько отличаться. Желательно иметь наушники под рукой, иногда звук лучше в них. Еще один совет от Натальи Александровны: выглядеть максимально профессионально, дресс-код и макияж помогут и преподавателю чувствовать себя уверенно, и группе воспринимать занятие серьезно. Немаловажная часть работы преподавателя - это контроль.
«Студенты будут перед занятием выкладывать презентации в MS Teams и представлять их. Кроме того, в MS Teams удобно создавать и использовать каналы для работы в парах и группах. Студентам выдается задание, спустя обозначенное заранее время подсоединяюсь и осуществляю проверку. Письменные работы в любом формате обучения я проверяю на антиплагиат; списанные друг у друга работы подлежат пересдаче, студенты об этом знают и не рискуют».