Специализация ШИЯ НИУ ВШЭ «Теория и методика преподавания иностранных языков»: на стыке традиций и инноваций
Академический руководитель образовательной программы бакалавриата Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков», доцент, кандидат филологических наук Светлана Викторовна Боголепова рассказывает о конкурентных преимуществах специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков» и карьерных перспективах современного преподавателя иностранного языка в эпоху ИИ
– Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, что должен знать и уметь современный преподаватель иностранного языка?
Преподавание языков – это не только увлекательная, но и требующая глубоких знаний профессия. Сегодня, как и десятилетия назад, преподаватель иностранного языка должен хорошо разбираться в методике преподавания.
Чтобы эффективно проводить занятия, преподавателю необходимо уметь правильно планировать уроки, подбирать необходимые материалы и организовывать обучение так, чтобы ученики могли легко запомнить новую лексику и грамматику, успешно развивая каждый вид речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.
Современные преподаватели работают с учениками из разных возрастных групп, с различными потребностями, как в группах, так и индивидуально. И каждый раз необходимо создавать увлекательную обучающую атмосферу, эффективно управляя учебным процессом и мотивируя учеников на новые успехи.
Важно также грамотно использовать современные технологии: искусственный интеллект, цифровые инструменты и социальные сети – все это может значительно обогатить процесс обучения и помочь в продвижении себя как специалиста.
Таким образом, преподаватель иностранного языка сегодня выполняет множество ролей и должен обладать широким спектром компетенций. Все эти знания и умения сегодня можно получить на дисциплинах нашей специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков».
Ключевые конкурентные навыки, которые формируются на различных дисциплинах специальности:
«Психология для преподавателя»
«Методика преподавания иностранных языков»
«Разработка и адаптация учебных материалов»
«Современные методы преподавания иностранных языков»
«Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка»
«ИКТ и искусственный интеллект в преподавании иностранных языков»
Однако методика обучения и создание учебных материалов – это прикладные сферы деятельности, поэтому для их освоения важнейшую роль будут играть профессиональная практика и проектная работа.
– Какие карьерные и научные перспективы есть у студентов и выпускников специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков»?
Студенты специализации проходят практику в образовательных организациях Москвы и Московской области, в организациях сферы «EdTech» и издательстве «Просвещение». Они не только планируют и проводят уроки, но и разрабатывают учебные и демонстрационные материалы.
В проектной деятельности по заказу внешних партнеров Школы иностранных языков НИУ ВШЭ студенты разрабатывают, проектируют и записывают курсы для цифровых платформ, а также создают учебные и олимпиадные материалы на разных языках, которые впоследствии используются на практике.
Таким образом, студенты уже во время обучения применяют полученные знания, выполняя реальные профессиональные задачи, и получают обратную связь от ведущих специалистов. Лучшим практикантам организации и компании-партнеры предлагают дальнейшее сотрудничество.
С фрагментом видео-урока, разработанным студентами Школы иностранных языков НИУ ВШЭ для Московской школы смешанного обучения, можно ознакомиться по ссылке.
Студенты специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков» активно участвуют в конференциях, посвящённых вопросам преподавания иностранных языков, являются авторами и соавторами научно-методических публикаций по вопросам подготовки к олимпиадам, использования генеративных моделей, сравнительного анализа подходов к обучению иностранным языкам и многим другим актуальным темам.
Выпускники специализации успешно поступают на российские и зарубежные магистерские программы по направлениям «Лингвистика», «Педагогическое образование», «Менеджмент» и др., а также строят свою карьеру в качестве преподавателей иностранных языков, разработчиков образовательного контента и материалов для оценивания результатов, продюсеров онлайн-курсов и методистов.
Наши выпускники успешно работают, в том числе, в НИУ ВШЭ, среди них есть аналитики (Пестрикова Екатерина Андреевна), менеджеры (Ляпота Алина Борисовна), методисты (Солдатова Елена Игоревна) и, конечно, множество талантливых преподавателей.
«Больше всего я ценю в своей работе возможность работать со студентами разных образовательных программ и сочетать все грани моей личности. Каждая группа факультатива «Английский язык» уникальна. Я люблю учиться у своих студентов чему-то новому и по-настоящему восхищаюсь, когда общий язык находят на первый взгляд совершенно разные люди», – Пинчукова Анна Евгеньевна, преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ на факультативе «Английский язык», аспирант Школы иностранных языков НИУ ВШЭ по направлению «Иностранные языки», выпускница магистратуры (2024 г.) и бакалавриата (2022 г.) ОП Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», дипломант олимпиады «Высшая лига» (2022 г.), автор научных статей, опубликованных в журналах, включенных в списки НИУ ВШЭ и ВАК.
«В преподавании больше всего люблю свободу, возможность достижения предметных и метапредметных результатов своими методами. Очень нравится «расти» вместе с учениками, узнавать от них что-то новое, радоваться с ними их победам», – Эйстрих Анастасия Александровна, преподаватель английского языка высшей квалификационной категории в ГБОУ «Школа № 1285», выпускница бакалавриата (2019 г.) ОП Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», дипломант олимпиады «Высшая лига» (2024 г.), обладатель 14 грантов Мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская Электронная Школа».
Говоря о миссии современного преподавателя, Пинчукова Анна Евгеньевна отмечает помощь в развитии как сильных, так и слабых сторон обучающихся:
«Часто бывает, что студенты не хотят участвовать в дискуссии на паре из-за боязни сделать ошибку или потому что у других ребят выше уровень языка, но абсолютно игнорируют свои сильные стороны. В такие моменты важно постараться обратить их внимание на это, так как демотивация в этом случае наступает очень быстро».
По мнению Эйстрих Анастасии Александровны, помимо образовательной цели важная задача преподавателя – вдохновить учеников на изучение иностранных языков, «показать на своём примере, что учимся мы в течение всей жизни и это здорово!».
Среди полученных во время обучения и активно применяемых в профессии навыков выпускники специализации отмечают навыки эффективной коммуникации, публичных выступлений, работы в команде, расстановки приоритетов в режиме многозадачности.
«ИЯиМКК» помогла мне развить много полезных навыков, в первую очередь это умение при общении с людьми находить к каждому индивидуальный подход, ориентироваться в большом потоке информации, грамотно планировать свою деятельность, смотреть на вещи с точки зрения метапредметных связей, искать новые подходы к решению задач и постоянно развиваться!», – Эйстрих Анастасия Александровна.
– Почему искусственный интеллект сегодня не угроза, а помощник преподавателя иностранного языка?
В настоящее время мы постоянно слышим мнения о том, что искусственный интеллект заменит представителей той или иной профессии. Можем с точностью утверждать, что преподавателям иностранного языка это в ближайшее время не грозит. Ни один цифровой ассистент не заменит экспертных знаний и богатого опыта преподавателя.
Однако искусственный интеллект способен стать помощником, который значительно экономит время и усилия преподавателя в рутинных задачах и позволяет индивидуализировать обучение с учётом потребностей каждого ученика.
Например, искусственный интеллект может помочь в подготовке разнообразных материалов, планировании занятий, формулировании критериев для обратной связи.
Но сгенерированные с помощью ИИ материалы всегда необходимо экспертно анализировать и дорабатывать. Каким образом это делается, я учу наших студентов на дисциплине «ИКТ и искусственный интеллект в преподавании иностранных языков».
– Кому подойдет специализация «Теория и методика преподавания иностранных языков»?
Вам подойдет эта специализация, если Вам нравится делиться своими знаниями, обучать, мотивировать, вдохновлять, если Вы креативны, хотите создавать собственные образовательные продукты, заинтересованы в применении современных подходов и технологий в обучении иностранным языкам. Будем рады видеть Вас в качестве студентов нашей программы!
-
День открытых дверей ОП бакалавриата
Задать все интересующие Вас вопросы об образовательной программе бакалавриата Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», специализациях, траекториях поступления и карьерных возможностях Вы сможете на Дне открытых дверей, который состоится 19 декабря (четверг) в 16.00 в онлайн-формате.
Регистрация на мероприятие осуществляется по ссылке.
До новых встреч в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ!