• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

II Конкурс РАА по Арбитражу: опыт участия и успеха

25-27 августа 2017 года при поддержке факультета права НИУ ВШЭ состоялся заключительный этап II Конкурса РАА по Арбитражу Онлайн. Наши команды выступили успешно, факультетский пресс-центр попросил участников конкурса подробнее рассказать об их опыте.

II Конкурс РАА по Арбитражу: опыт участия и успеха

По результатам Конкурса одна из команд НИУ ВШЭ заняла второе место. Её участниками были Карина Колобова, Артём Кузнецов, Элен Мартиросян и Кирилл Сахин. Студент из другой команды Вышки Дмитрий Ильин стал одним из трёх лучших спикеров и получил стажировку от партнёров мероприятия. Более подробно о Конкурсе, его участниках и итогах можно прочитать на странице факультета права НИУ ВШЭ, либо на сайте Арбитражной ассоциации.

Пресс-центр факультета не упустил возможности пообщаться с участниками II Конкурса РАА и узнать обо всём: о подготовке, о возникших сложностях, об эмоциях во время очного этапа и впечатлениях после окончания мероприятия.

О решении участвовать в конкурсе РАА

Дмитрий Ильин, 4 курс

«Муты» являются отличным способом подготовки к выступлению в суде. Наверное, даже самым эффективным, так как позволяют тебе наиболее ярко прочувствовать, что значит аргументировать свою позицию судье и опровергать доводы оппонента. Несмотря на то что регламенты подобных конкурсов отличаются от процессуальных правил, закрепленных в ГПК РФ и АПК РФ, участники «мутов» всё же стараются придерживаться порядка, принятого в российских судебных процессах.

Почему именно РАА? Во-первых, этот конкурс позволял выступить с той командой, с которой я привык работать, а, во-вторых, стоит лишь заглянуть на страничку сайта РАА25 и посмотреть состав арбитров, как ты понимаешь, что данный конкурс довольно высокого уровня, хоть и проводится лишь во второй раз.

Кирилл Сахин, 3 курс

Участие в мут-кортах в принципе и в РАА в частности – это хорошая возможность, во-первых, получить знания в области арбитража, материального права, во-вторых, получить полезные профессиональные навыки (публичные выступления, тайм-менеджмент, управление проектами и пр.), в-третьих, пообщаться как с коллегами из других вузов, так и с именитыми арбитрами. Помимо прочего, участие в мут-кортах открывает большие карьерные возможности, в особенности в рамках практики разрешения споров.

Об отборе на конкурс

Дмитрий Ильин, 4 курс

Отбор на «мут» заключался в написании письменных позиций за истца и ответчика, после чего необходимо было отыграть две игры по видео-конференц-связи. Каждому спикеру арбитром выставлялись баллы от 1 до 50. Восемнадцать команд, набравших наибольший балл, прошли в очный этап.

В Высшей школе экономики данный процесс усложнился тем, что от вуза заявки на «мут» подали не меньше 10 команд. Поэтому по совместному решению администрации факультета права Вышки и оргкомитета РАА были проведены раунды непосредственно между факультетскими командами, чтобы отобрать тех, кто будет представлять ВШЭ на РАА.

Кирилл Сахин, 3 курс

Поскольку правилами конкурса количество команд от каждого вуза ограничено тремя, имел место внутривышкинский отбор, который представлял собой устные слушания с участием арбитров, среди которых были, к примеру, Артем Карапетов, Елена Мазетова и другие коллеги. По итогам устных слушаний от факультета права в отборочный этап самого конкурса прошли три команды, среди которых была и наша.

О подготовке

Кирилл Сахин, 3 курс

Подготовка к конкурсу во многом напоминала реальную работу над проектом, которая выполняется в рамках настоящей юридической практики. Мы подробно изучали документы, вычитывали их, не стеснялись задавать необходимые вопросы для более глубокого понимания как представленных материалов, так и фабулы, проблематики кейса в целом.

Когда мы уже хорошо ориентировались в фактических обстоятельствах, встал вопрос о правовом исследовании. Мы определили круг вопросов, которые нужно проработать для решения данного кейса и представления той или иной позиции, и начали искать необходимые материалы, прежде всего, в нормативных правовых актах и судебной практике. Непосредственно после сдачи процессуальных документов началась активная подготовка к устным слушаниям, которая заключалась в том, что мы собирались командой и много выступали, обсуждали построение грамотной аргументации.

Элен Мартиросян, 4 курс

К конкурсу мы готовились всей командой: встречались в свободное от учебы и работы время и обсуждали фабулу дела. Пока мы разрабатывали позиции для обеих сторон спора, мы исследовали кейс вдоль и поперёк, придумывая самые разные аргументы, как сильные, так и абсолютно нелепые. Для подкрепления позиций мы обращались к судебной практике и доктрине. Непосредственно перед устными слушаниями мы попробовали поиграть друг против друга. Мне, конечно, очень повезло с командой: каждый из нас внёс свой вклад в подготовку и выступления, у нас получилась отличная командная работа. Помимо того, благодарностей заслуживает наш прекрасный тренер – Гребенькова Валерия, которая направляла нас и рассказывала о подводных камнях мут-кортов.

О трудностях, возникших при подготовке к конкурсу и во время самого испытания

Дмитрий Ильин, 4 курс

При подготовке к «муту» сложнее всего было подобрать наиболее гибкую позицию для сторон, чтобы независимо от того, какие факты будут доказаны оппонентом в процессе, твоя версия событий выглядела по-прежнему максимально обоснованной. Также довольно тяжело было разделить команду на: представителей истца и ответчика; тех, кто выступает с материальной частью, а кто – с процессуальной.

Во время конкурса неожиданностью оказалось то, что аргументы сторон стали открытыми. Мы не были знакомы с аргументацией оппонента, а он, соответственно, с нашей. Перед игрой были серьезные сомнения, что это внесет неразбериху в процесс, однако все участники «мута» довольно профессионально отнеслись к данному вопросу и старались максимально быстро ориентироваться в нюансах фабулы и применимых норм. Наиболее актуально это было, конечно, для ответчика.

Кирилл Сахин, 3 курс

При подготовке, наверное, самым сложным для нас оказалось именно правовое исследование. Кроме того, необходимо встроить аргумент грамотно в устную речь. При этом, по моему мнению, несмотря на приложенные усилия именно в части правового исследования нам не хватило усидчивости. В идеале студент, готовящийся к выступлению на мут-корте (или же юрист, готовящийся к выступлению в реальном процессе) должен быть готов к ответам на любые вопросы, и при этом эти ответы должны быть не просто логичны, но и обоснованы ссылками на релевантные источники. Впредь мы это обязательно учтем и уделим «рисёрчу» намного больше времени, чем сделали это в рамках прошедшего конкурса.

Сложностей на самом конкурсе не было, но нужно сказать, что есть одна проблема, которую чрезвычайно важно не упускать из виду как студентам на мут-кортах, так и практикующим юристам: когда вы идете на процесс, вы всегда должны хотя бы примерно знать, кто ваш судья (арбитр). Это сильно упрощает жизнь. Когда вы знаете, кто находится у вас в составе арбитража, вам намного проще выстроить аргументацию таким образом, чтобы убедить именно этот состав арбитров в вашей правоте. А это, в общем-то, и есть цель представления интересов стороны в процессе.

Элен Мартиросян, 4 курс

При подготовке к конкурсу трудности были в том, чтобы предвидеть возможные вопросы и аргументы оппонента, а потом найти на них ответы. Нам казалось это действительно важным, поскольку молчание или увиливание от ответа могло подпортить впечатление арбитров от выступления. Во время устных слушаний для меня сложным было справиться со своим волнением, поскольку не хотелось подвести свою команду. А ещё оказалось, что выступать несколько раз подряд без возможности отдохнуть – тоже непросто.

О впечатлениях, которые подарил II Конкурс РАА

Кирилл Сахин, 3 курс

Участие в «муте» – это, во-первых, развитие профессиональных и общеделовых качеств и компетенций. Во-вторых, возможность пообщаться с мотивированными, интересными, талантливыми ребятами, которые своими доводами и аргументами легко могли поставить в тупик. В-третьих, возможность познакомиться с именитыми юристами, завести полезные контакты, показать юридическому сообществу себя.

Кроме того, безусловно, наличие в резюме упоминания участия в различных мут-кортах значительно упрощает процесс отбора в ту или иную юридическую фирму. Указание в резюме того, что ты являешься финалистом (как в нашем случае), еще лучше.

Дмитрий Ильин, 4 курс

Помимо положительных эмоций и воодушевления от командной работы, участие в «муте» подарило множество новых знакомств с представителями юридической профессии и огромное количество литературы по международному коммерческому арбитражу. Естественно, данный конкурс РАА также оправдал свои цели, то есть позволил отработать навыки написания процессуальных документов и представления позиции в суде.

Элен Мартиросян, 4 курс

Подобные конкурсы представляют собой помимо прочего отличную площадку для общения студентов разных вузов и приобретения новых знакомств. Несмотря на конкуренцию, «мут» запомнился дружелюбной атмосферой.  Кроме того, мы все получили ценные комментарии от арбитров, которые очень важны для нас, поскольку мы все ещё только учимся.

   
Беседовала: Ангелина Весова,
Фото: arbitrations.ru; https://vk.com/raa25; pravo.hse.ru