Наука входит в моду: интервью с участниками студенческого научного общества Liberum Mare
Liberum Mare – отнюдь не типичная студенческая организация. В 2017 году она была награждена премией HSE LAW AWARDS в номинации «Прорыв года»: за витиеватым названием скрывается коллектив действительно талантливых ребят. Факультетский пресс-центр поговорил с участниками Liberum Mare об их стремлении к академическим исследованиям и сложности организации событий в сфере науки. Уже 27 февраля состоятся ежегодные Дни науки факультета права, в этом году посвященные связи права с современными технологиями.
Liberum Mare объединяет не только тех, кто делает первые шаги в юридической науке, но и опытных организаторов и молодых исследователей. Встречи, организованные обществом, – шанс увидеть различные грани юриспруденции и стать им причастным. Что интересно, участники организации сами определяют тематику мероприятий, являясь одной из движущих сил академической жизни факультета права.
Дорогие участники студенческого научного общества, чем для вас является Liberum Mare?
Дарья Галямина (3 курс): LM для меня – возможность и заниматься наукой, и быть частью университетской жизни нашего факультета. Дело в том, что можно проводить научные исследования, не будучи частью СНО, но более тесное общение со студентами и преподавателями вдохновляет на какие-то личные открытия. К тому же достаточно интересно организовывать мероприятия – ты общаешься и знакомишься с новыми людьми. Например, в СНО я встретила хороших друзей и знакомых, на которых я могу положиться.
Кирилл Фатеев (2 курс): Как сказал наш ректор в интервью Владимиру Познеру, университет – это площадка для дискуссии и обмена мнениями между преподавателями и студентами, а его задача, прежде всего, состоит в выработке культуры для этой дискуссии. Мне крайне симпатична эта позиция, на мой взгляд, именно так должно функционировать современное высшее образование. LM в рамках нашего факультета является возможностью для заинтересованных студентов, с одной стороны, попробовать себя в науке, а с другой – выработать ту самую культуру ведения научной дискуссии.
Как известно, Liberum Mare – самоорганизующееся общество студентов, администрация факультета права не имеет прямого влияния на его жизнь. Тогда каким образом вам удаётся поддерживать свою деятельность, опираясь на собственный энтузиазм, а не на прямую поддержку руководства факультета?
Дарья: Спасибо за такие лестные слова! Во-первых, мы находимся в сотрудничестве с различными студенческими организациями и инициативами, а во-вторых, мы общаемся с администрацией нашего факультета, слушаем друг друга, поэтому у нас получается выстроить продуктивный диалог. Наличие научного общества, по-моему, – это важно, в том числе, и для администрации факультета, поэтому наши проекты встречают поддержку с ее стороны.
Конкурирует ли Liberum Mare с другими студорганизациями и проектами («Пугачёв», Основы критической теории (ОКТ) и т.д.)? Или вы занимаете разные «ниши» в спектре студенческих активностей? Планируете ли вы совместные мероприятия?
Кирилл: Конкуренции нет по нескольким причинам. Во-первых, концептуально мы занимаемся разными вещами: LM занимается преимущественно организационными вопросами, когда, например, ОКТ сосредотачивается на академическом аспекте. А, во-вторых, основной актив всех студенческих организаций – это одни и те же люди, они не могут конкурировать сами с собой (смеется).
К Liberum Mare может присоединиться любой студент или аспирант? Какие существуют стадии отбора?
Дарья: На данный момент у нас нет каких-то четких правил. Если вы хотите стать частью СНО, то пишите студентам, указанным в контактах на страничке LM в ВК или ФБ. Среди них есть и я. Мы поговорим с вами о том, как вы представляете себе работу в СНО и чего именно хотите. Если вы пока не готовы присоединиться к нам, но хотите помочь или просто посмотреть на то, чем мы занимаемся, пишите любому из нас, а также регистрируйтесь в качестве волонтера на предстоящую конференцию «Дни науки». Будем вам рады!
Есть ли в LM внутренняя иерархия? Зависит ли возможность участия в организаторской деятельности от занимаемого места в обществе? Или каждый участник имеет равные возможности для реализации инициатив?
Дарья: Сразу скажу, что каждый участник может предложить свою инициативу, и здесь все равны. У нас есть председатель – Лиза Московкина. Некоторые участники отвечают за отдельные направления работы (сотрудничество с другими студенческими организациями, прием «новобранцев», контакты с администрацией факультета и пр.). В этом году после конференции мы планируем провести выборы председателя.
Не могли бы вы рассказать подробнее, как проходит выбор и приглашение гостей для лекций в рамках деятельности Liberum Mare? Ведь не так уж и легко оторвать от работы известного адвоката или попросить судью поделиться опытом со слушателями.
Дарья: Каждый случай индивидуален. Мы стараемся задействовать все возможные ресурсы. Кто-то предлагает сам нам свое сотрудничество (как, например, это было во время конференций), так как юристы тоже заинтересованы в образовательной деятельности, и это для них тоже своего рода реклама. В общем пишем, звоним, пытаемся найти компромисс. Как раз приглашение гостей – самое интересное, так как развивает и навыки ведения деловой переписки, и коммуникативные навыки.
Говоря о мероприятиях, проводимых самими студентами, нужно вспомнить встречу с участниками муткортов и обсуждение, посвящённое технологии смарт-контрактов. Что всё-таки более популярно среди слушателей: личный опыт, некий «сторителлинг» или формат, более приближенный к академическим стандартам?
Кирилл: Безусловно, более популярен «сторителлинг». Когда участник имеет возможность выступать, отходя от формальных академических требований, он по-настоящему «воспламеняется» своей идеей, никак не ограничиваясь в ее подаче. Слушатели это чувствуют, им нравится, потому что появляется ощущение причастности к выступлению.
Как часто студенты проявляют инициативу, выражая желание выступить с такой мини-лекцией? Или LM предлагает возможные темы потенциальным докладчикам?
Кирилл: Идея организации любого мероприятия возникает тогда, когда появляется желающий что-то сказать широким массам. Этот человек заражает остальных своей идеей в процессе обсуждения, и у других появляется желание принять участие. Например, Алексей Акужинов очень любит разговор о LegalTech’e, и мероприятие о смарт-контрактах было полностью «пролоббировано» им.
Насколько тесно LM сотрудничает с юридическими факультетами вузов? Приветствуется ли в обществе взаимное распространение опыта среди коллег из, к примеру, МГУ, МГЮА, СПбГУ?
Дарья: Конечно же, мы стараемся мониторить активности СНО других юридических факультетов, потому что нам интересен опыт наших коллег. Хотелось бы в этом году реализовать какой-нибудь совместный проект (хотя бы для популяризации деятельности), пока что находимся на стадии переговоров. Мы находимся в сотрудничестве с другими СНО и в плане того, что нам присылают информацию по готовящимся конференциям и мероприятиям, анонсы которых мы потом размещаем на нашей страничке ВК.
Фокусируя внимание на непосредственной деятельности LM. И лекции, проводимые признанными специалистами, и круглые столы, проводимые только-только начинающими свой академический путь студентами, одинаково пользуются успехом. Как вы думаете, чем это объясняется?
Дарья: Наверное, сейчас можно сказать, что наука входит в моду. Все больше студентов осознанно приходят к тому, что они хотят заниматься наукой. Мы стараемся придумывать интересные мероприятия, рассказываем о них своим знакомым в Вышке и не только, приходим сами. Участие известного юриста также подогревает интерес студентов – ведь это шанс послушать или пообщаться лично, узнать потайную сторону профессии.
В прошлом году конференция «Дни науки» проводилась по 7 секциям, которым фактически соответствовали различные отрасли и подотрасли права. Какой опыт вы вынесли из организации этого мероприятия? И почему решили отказаться от традиционного формата многоотраслевого форума и выбрали довольно узкую тематику для грядущего события?
Кирилл: Самое главное, что мы вынесли из опыта предыдущего года, – это необходимость установки четкого регламента выступлений, потому что остановить разгоряченного молодого учёного, обосновывающего свою точку зрения, крайне тяжело.
От формата предыдущего года мы решили отказаться также по нескольким причинам. Прежде всего, это уже было, а людям (как спикерам, так и слушателям) хочется чего-то нового. Это своего рода естественный момент, который мы пытаемся учесть при повторной организации. Также подобное сужение формата будет способствовать более оживленной дискуссии, поскольку в рамках одной секции соберутся участники, занимающиеся исследованием смежных вопросов.
Что нам стоит ожидать от такого масштабного и увлекательного мероприятия, как «Дни науки НИУ ВШЭ – 2018»?
Дарья: Сначала скажу, что мы ждем много-много заявок и инициатив от студентов, так как только благодаря участникам и их интересным докладам конференция «оживает». Из нового – в этом году мы решили провести именно тематическую конференцию, посвященную правовому регулированию современных технологий. Мы считаем, что это направление весьма перспективно и вызывает интерес не только со стороны студентов, но и со стороны преподавателей и практикующих юристов. Заявлены следующие секции:
➢Киберфутуризм: новая субъектность в праве
➢ Цифровые технологии в призме гражданского права
➢ Право и биотехнологии
➢ Цифровой суверенитет: вызовы права
➢ Семейное и наследственное право в свете технического прогресса
➢ Киберпреступность и кибербезопасность
➢ Визуальная семиотика права
Я думаю (и надеюсь на это), что конференция «Дни науки» уже стала одной из традиций нашего факультета. Хотелось бы учесть недостатки прошлых конференций, поэтому ждем от вас любых пожеланий и предложений. Мы работаем для того, чтобы студенты могли наиболее комфортно выступить и прослушать наиболее интересные доклады. Думаю, этого и стоит ожидать от «Дней Науки – 2018». Обязательно отправляйте свои заявки на «Дни науки НИУ ВШЭ – 2018». Будет интересно!
Интервью: Наталья Баранова, Светлана Гринь