• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Конкурс «Медиация будущего»: интервью с командой факультета права

Мы продолжаем подводить итоги прошлого года. В ноябре 2018 г. четыре студентки факультета права впервые представили Вышку на международном конкурсе «Медиация будущего» в Минске и приехали домой с наградами. Они согласились дать интервью пресс-центру и поделиться впечатлениями о поездке.

Конкурс «Медиация будущего»: интервью с командой факультета права

Роли медиаторов исполнили студентки 1 курса магистерской программы «Международное частное право» Анастасия Албух и Александра Илькевич. Команду переговорщиков на конкурсе представляли студентка 2 курса магистерской программы «Международное частное право» Ксения Щеголькова и студентка 4 курса бакалавриата Дания Хабирова. Анастасия и Александра заняли на конкурсе 2 место, а Ксения была отмечена специальным призом жюри конкурса как лучший переговорщик. Тренировали команду Дмитрий Максимов и Катерина Харитонцева.

Коллеги, расскажите, пожалуйста, как вы решили участвовать в конкурсе и как проходил отбор в команду?

О конкурсе мы узнали из рассылки и решили попробовать отобраться в команду. Отбор состоял из двух частей. Сначала были представлены четыре кейса, которые переговорщикам нужно было обсуждать, а медиаторам — руководить процессом. Надо было заполнить табличку по гарвардскому методу; в этом раунде проверяли аналитические и креативные навыки, умение адаптироваться к заданной ситуации и способность студентов анализировать информацию. Все, кто прошёл первую часть отбора, были приглашены на устное собеседование с тренером команды Дмитрием Максимовым, и там мы разыгрывали переговоры в парах.  Здесь смотрели на то, как хорошо участники умеют донести свою мысль, на способность подать себя, отстаивать свои интересы устно. В итоге мы прошли — и наша команда успешно сложилась. Мы специально выбрали Ксюшу и Данию играть вместе в роли переговорщиков, потому что они очень гармонично друг друга дополняли: Ксюша была экспрессивнее, а Дания — спокойнее, и даже судьи заметили, что у них очень хорошо получается командная работа. А Саша с Настей составили отличный дуэт в роли медиаторов.

Здорово! А как проходила ваша подготовка к самому конкурсу?

Мы начали готовиться за две недели до начала конкурса. Никто из нас до этого в подобных мероприятиях не участвовал, поэтому мы не совсем понимали, как готовиться. Катерина Харитонцева является профессиональным медиатором и вела в прошлом году курс по переговорам, и мы подумали, что она бы могла очень хорошо помочь разобраться во всем. У нас с ней было две встречи, на которых она дала нам основные рекомендации. Нашим главным тренером стал Дмитрий Максимов, и с ним мы встречались каждый день, вместе разработали нашу позицию по кейсу, записывали видео с инсценировкой медиации и проводили работу над ошибками. Мы также специально моделировали разные ситуации, которые могли бы произойти на самом конкурсе, пытались придумывать всё новые аргументы, когда противоположная сторона во время переговоров отказывалась от любого предложения. Такие задания нам очень помогли.

Что представлял из себя конкурсный кейс?

Во время раундов нам предложили решить четыре кейса на разные темы. Один был по корпоративному дедлоку, нужно было решить, возможна ли защита интеллектуальной собственности на рецепты блюд. Во втором кейсе необходимо было поделить товарные знаки между двумя компаниями. В третьем кейсе предлагали разобраться, кто должен реставрировать представлявший культурную ценность особняк по итогам тендера. В четвертом кейсе мы пересматривали арендную ставку.

Последний кейс нам достался в финале и показался  самым сложным. Потому что когда дело доходит до цены, становится очень сложно подобрать эмоциональные аргументы, нужно просто уметь торговаться. Также в каждом раунде добавлялись новые обстоятельства, о которых участники узнавали только на самом раунде. Ты приходишь, зная только общую ситуацию, а мотивы сторон, их основные интересы медиаторам необходимо выяснить во время беседы. А ведь именно это и является краеугольным камнем медиации — понять интересы сторон и привести их к компромиссу.


Что для вас в конкурсе оказалось самым сложным?

Александра: Психологически преодолеть себя. Медиатор — это человек, который должен сидеть с холодной головой и в то же время очень хорошо понимать стороны и их интересы. То, что мы слышим, является лишь верхним малоинформативным слоем, а под ним — целый айсберг, который не всегда можно уловить. И самое трудное — включиться в беседу на сто процентов и вдумываться в каждое сказанное слово. Один и тот же кейс каждый раз проигрывался все с новых сторон, и все люди вкладывали новый смысл, руководствовались при приведении аргументов своим уникальным опытом и эмоционально окрашивали все факты. И лично для меня сложнее всего было разобраться в эмоциональной составляющей. Не всегда есть силы смотреть глубже юридических или экономических аргументов.

Анастасия: Для меня сложнее всего было то, что на протяжении 90 минут нужно было находиться в максимальном сосредоточении. Медиаторам важно следить за каждым словом, за его окраской, потому что это может сильно повлиять на исход дела. Иногда бывало так, что стороны начинали очень долго переговариваться и было сложно забрать инициативу в свои руки, предложить решение, потому что они запутывали нас и запутывались сами.

Дания: Для меня самым сложным было догадаться об интересе и конфиденциальной информации оппонента. Как переговорщики мы не знали мотивы другой стороны, и когда мы предлагали какое-то решение, они начинали сильно упираться. Нам приходилось наводящими вопросами выводить их на их истинные интересы. Не всегда команды шли на контакт. Нелегко было искать подход к разным командам.

Ксения: Я — юрист до мозга костей. Все университетские годы тебя учат решать кейсы, ссылаться на закон, анализировать судебную практику, а во время переговоров в медиации приходится абстрагироваться от этого. Аргумент, который был бы идеальным в зале судебного заседания, может оказаться проигрышным во время медиации. Также на конкурсе были ребята, для которых юриспруденция не является основной специализацией, и они могли просто не понимать юридические термины, которые я использовала.

Из каких стран были команды?

В основном были ребята из России, Беларуси и Казахстана. Россию, помимо нас, представляли команды из СПбГУ, Дальневосточного университета, ВАВТ и РГУП. В конкурсе могли принимать участия как юристы, так и студенты с факультетов психологии и конфликтологии.

Сложнее всего было играть с командой из Казахстана, потому что у нас разные системы права и есть определенная разница в представлении о том, как должны выглядеть переговоры. Тебе кажется, что они идут на контакт, улыбаются, а в какой-то момент они говорили, что их что-то не устраивает, и несколько раз приходилось начинать переговоры с нуля. Такая у них была стратегия. С ними было очень легко потерять бдительность, и им удалось очаровать некоторые команды. В какой-то момент соперник расслаблялся и упускал момент, которым команда из Казахстана пользовалась, чтобы навязать свою позицию.

Как вас встретили в Минске?

Замечательно! Это третий год, когда Центр медиации Беларуси проводит такой конкурс, и все было организовано прекрасно. Вообще, в Беларуси медиация развивается быстро, и люди активно о ней говорят, в отличие от России.  Судьями были профессиональные медиаторы из разных стран, кто-то из них по профессии юрист, а кто-то — психолог.

Настя и Ксюша участвовали в других муткортах, и там царила атмосфера жесткой конкуренции, люди относились друг к другу настороженно, а судьи были не совсем заинтересованы процессом. На «Медиации будущего» была диаметрально противоположная обстановка. В первый день мы общались с организаторами, все были очень доброжелательны, общительны. Участники не пытались устраивать жесткую борьбу за победу, они собрались, чтобы вместе заняться тем, что интересно и приносит удовольствие.

Вот только город, к сожалению, посмотреть не удалось, потому что в течение всех четырёх дней без остановки проходили туры. Один раз только получилось прогуляться по центру. Организаторы конкурса пообещали, что в следующем году сделают расписание конкурса более свободным, чтобы у участников было больше времени на отдых и подготовку.


Поучаствовали бы вы еще раз?

Конечно! Мы не наелись драников и не посмотрели город. А если серьезно, нас правда очень вдохновил этот конкурс и по приезде домой мы организовали в Вышке круглый стол «Медиация и будущее переговоров: юридическое сопровождение конфликтов», куда пригласили в роли спикеров профессиональных медиаторов, а также поделились с аудиторией своим опытом.

Какие бы вы дали советы будущим участникам?

Главный совет — участвовать и быть уверенным в себе. Такие конкурсы учат терпению, помогают нам лучше понять себя, научиться чему-то новому, практиковать навыки активного слушания и умения красиво говорить. Все это пригодится и в профессиональной сфере, и в повседневной жизни.

Нужно начинать пробовать себя в подобных конкурсах как можно раньше, потому что участие в них порой дает больше знаний и опыта, чем обычная учеба.

По сути, это показательная тренировка каждого прожитого нами дня, насколько мы эффективны в общении с людьми. На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с большим количеством конфликтных ситуаций, но ключ к их решению всегда находится в наших руках. Когда ты знаешь приемы медиации, убеждения людей, когда ты умеешь контролировать свое поведение, добиваться своей цели становится проще, и ты начинаешь находить общий язык с любым человеком.

Этот конкурс сыграл большую роль в нашем личностном развитии. Для переговорщиков это был прекрасный способ отточить свои навыки ораторского мастерства, способности убеждать, торговаться и отстаивать свои интересы. Для медиаторов это отличная практика сохранять нейтралитет и спокойствие, уметь находить нужные слова и стараться сделать так, чтобы в итоге выиграли обе стороны.

В медиации, в отличие от всех других разрешений споров, задача состоит в том, чтобы обе стороны остались довольны. Часто бывает, что оппоненты хотят примерно одного и того же, но не могут договориться с обоюдной выгодой. Медиация дает эту возможность. Также она разгружает суды от дел, которые могут решиться проще, быстрее и экономнее. На сегодняшний день медиация все еще не так популярна в России и за рубежом, но нам кажется, что в будущем это станет отличной альтернативной судебному процессу. Наше общество привыкло находить правых и виноватых, и люди, к сожалению, не умеют договариваться. Но, как говорится, самый лучший судебный процесс — это тот, который не начался. К этому и надо стремиться.


Какие у вас дальнейшие  планы?

Во-первых, Настя Албух и Дмитрий Максимов стали организаторами новой программы повышения квалификации «Международное частное право: трансграничные операции». Это был длительный процесс, нужно было многое согласовать с администрацией, но у них получилось! Сейчас подходит к концу первый цикл, но планируется еще один набор. Заявку на него можно подать здесь.

Во-вторых, после конкурса в Минске мы стали интересоваться, в каких еще мероприятиях, связанных с медиацией, мы можем принять участие. Оказывается, что есть международный муткорт по медиации, проводимый ICC в Вене. Мы собрали новую команду, подали заявку и получили приглашение в Австрию. Будем выходить на новый уровень!

Дания Хабирова под руководством Дмитрия Михайловича исследует медиацию в уголовной сфере, в будущем они планируют выпустить совместную статью. В США медиация в сфере уголовного права очень развита, мы сейчас ищем информацию и надеемся в своей работе предложить какие-то новые пути развития медиации для российского права.

Успехов вам!

Беседовала: Николь Шеховцова

Фото: участники команды