• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Учеба в США: от первого лица

Ещё на 2 курсе я заметил на сайте факультета права интервью студента Вышки, поехавшего в одну из школ права США по программе фонда RUSLEF (Russia-United States Legal Education Foundation).

Прочитанное интервью произвело на меня впечатление — я решил, что должен поучаствовать в отборе и выиграть грант. Тогда же я ознакомился с сайтом фонда (ruslef.org) и написал письмо его руководителям (Президенту и Вице-Президенту) — Сидни и Джейн Пикерам — дабы получить ответы на оставшиеся вопросы. Кроме того, я расспросил знакомых со старших курсов Вышки, ранее принимавших участие в программе и год проучившихся в США. Итогом моих расспросов стал примерный план участия в программе: (1) в ноябре нужно написать письмо руководителям фонда и получить в ответ заявку; (2) в декабре подать заполненную заявку (после сессии, т.к. она включает сведения об успеваемости); (3) одновременно с заявкой или до середины марта предоставить результаты TOEFL (Test Of English as a Foreign Language); (4) с момента предоставления всех данных и до начала мая фонд отбирает финалистов; (5) примерно в середине мая руководители фонда проводят собеседования; (6) в июне-июле определяются стипендиаты на очередной академический год; (7) в конце августа стипендиаты отправляются в США.

За время пребывания в США к вышеуказанному прибавилось и представление о содержании деятельности фонда. Отобрав стипендиатов на очередной учебный год, фонд извещает об этом школы права. Школы, в свою очередь, присылают студентам документы для получения визы. Таким образом, студент, выигравший грант фонда, должен получить визу и прибыть в США. Фонд не оплачивает эти расходы, зато возмещает затраты на приобретение учебников, проживание, страховку и даже компенсирует расходы на поездку студента по США во время зимних каникул (которые, к слову, длятся месяц).

Выяснив, какие шаги нужно предпринять для участия в конкурсе на получение гранта, я начал готовиться к сдаче TOEFL в Lingua.ru. Не знаю, являются ли они лучшими по подготовке к TOEFL, но подготовили, на мой взгляд, хорошо. Первоначально же мой выбор пал на них, поскольку они также являются одним из мест проведения TOEFL в Москве. Таким образом, в день экзамена приходишь в привычное место, что как-никак уменьшает обычный экзаменационный стресс. Готовились по учебникам Official Guide to the TOEFL test, Longman iBT Preparation, Cambridge TOEFL Preparation — каждый из них по-своему хорош. Я начал готовиться рано, с сентября 3 курса, так что в октябре уже сдал экзамен, и к ноябрю все необходимые данные были готовы.

Получив приглашение на собеседование, был очень рад — прошёл в финал! Часто спрашивают: "Как ты готовился к собеседованию?" Отвечаю: "Никак". Мне кажется, собеседование, какое бы то ни было, не требует подготовки, ведь кандидат должен показать не количество "правильных фраз", которое он может заучить, а то, каков он есть. Лучший способ это сделать — быть собой, импровизировать. Руководствуясь этим, в середине мая я прошёл собеседование с Сидни и Джейн Пикер. После этого оставалось только ждать. Томительное ожидание было вознаграждено радостной новостью: я стал одним из стипендиатов на 2014-15 академический год.

Получив приглашение от университета (University of Maine School of Law), отправился в посольство получать визу. Здесь вряд ли об этом стоит рассказывать подробно, всё детально описано на сайтах ustraveldocs.com и travel.state.gov. В США я прилетел 25 августа и сразу понял свою ошибку: следовало приехать пораньше, ведь «ориентирование» началось уже 27-го, так что времени на обустройство совсем не осталось. «Ориентирование» представляет собой знакомство первокурсников с университетом и его частями: библиотекой, спортзалом, парковкой и др. Кроме того, в этот период большинство студентов знакомится друг с другом, с преподавателями, открытыми для неформального общения как в это время, так и в любое другое.

Как и у нас, учёба начинается с 1 сентября. Год разделён на 2 семестра — осенний (fall) и весенний (spring). Первокурсники не выбирают предметы для изучения, это стандартный набор, схожий во всех школах права: юридическое письмо, договоры, собственность, деликты, гражданский процесс, конституционное право, уголовное право. Студенты же 2 и 3 курсов (в США подготовка юристов длится 3 года)  должны выбрать курсы, которые они будут изучать в течение ближайшего семестра. На это даётся неделя (add-drop week), когда можно беспрепятственно отказаться от выбранного курса и/или добавить новый. Так, посетив 1-2 занятия и уяснив, что курс не отвечает ожиданиям, студент может отказаться от него и заменить другим. Обычно на семестр не берут более 5-6 предметов.

Представляется исключительно важной утилитарность обучения в школе права, выражающаяся в том, что будущие юристы не изучают теорию, историю, философию права в отрыве от практики. Изучением и разработкой доктринальных вопросов занимаются исследовательские центры и институты, работающие над проблемами права, кодификациями, комментариями, законопроектами и др. Немалую роль в формировании учебной программы играет мнение студентов. Так, если предлагаемый университетом курс стабильно не выбирают для изучения, этот курс перестаёт существовать. Таким образом, происходит фильтрация учебной программы от бесполезных или неудачно составленных курсов. Помимо этого, администрация университета ежегодно опрашивает всех студентов на предмет того, какие бы предметы они хотели видеть в списке предлагаемых для изучения.

Отдельно стоит сказать об учебниках — большинство из них представляют собой толстые книги большого формата и стоят $100-300 (к счастью, фонд спонсирует их приобретение). Авторы учебников в США не занимаются пересказом источников права; большинство учебников являются сборниками знаковых судебных прецедентов (обычно сокращённых автором, поскольку полный текст решения может занимать и 20, и 50 страниц) с комментариями авторов и вопросами для размышления и обсуждения. Пишу "знаковых", поскольку, разумеется, нельзя охватить все прецеденты (даже по единственному узкому вопросу!) в одном учебнике. Помимо книг, студенты-юристы в США, как и студенты-юристы в России, активно пользуются справочными правовыми системами. Но если у нас КонсультантПлюс и Гарант предоставляют студентам лишь сильно урезанные версии своих систем (спасибо Вышке за доступность полных версий хотя бы в здании факультета), то в США LexisNexis, Westlaw и Bloomberg law предоставляют каждому студенту-юристу неограниченный доступ к своим материалам.

Обучение в школе права построено на кропотливой подготовке студентов к каждому занятию. Студенты читают судебные решения, а занятия в университете посвящены их анализу. Зачастую анализ облекается в форму сократического диалога: преподаватель задаёт студенту вопросы, отвечая на которые, студент (как и остальные присутствующие) должен уяснить, каков принципиальный смысл правовой позиции, изложенной судом в данном деле, и как она из решения конкретной ситуации становится общей нормой. Таким образом, лекций в привычном нам понимании в школах права нет. Также отсутствует и другая привычная нам форма организации учебного процесса — академические группы. Как я уже упомянул выше, студенты 2-3 курсов свободны в выборе изучаемых предметов, поэтому, сколько предметов, столько и групп.

Все экзамены в школе права письменные, более того, подавляющее большинство студентов сдают их посредством компьютера со специальным ПО. Происходит это так. В назначенный для экзамена день и час, экзаменуемые должны явиться в аудиторию со своими компьютерами, на которые заранее установлена единая для всех школ права программа для сдачи экзаменов. По указанию проводящего экзамен лица (это не преподаватель, а работник учебной части университета) студенты запускают программу и начинают экзамен. Запущенная программа блокирует все остальные функции компьютера. Конечно, ничто не мешает студенту покинуть аудиторию и воспользоваться доступом в Интернет, но это вряд ли поможет, ведь экзамен представляет собой не тесты, а юридический казус (задачу), который студент должен решить, применяя полученные знания. Примечательно, что у таких казусов часто нет единственно верного решения. Сданные через программу ответы студентов поступают преподавателю для проверки обезличенными, имеющими только номер из случайных цифр; даже после выставления оценок преподаватель не знает, кому и что было поставлено, поскольку только специальный административный работник знает, какому студенту какой номер соответствует. Он и сообщает студентам оценки.

Как и мы, студенты школ права в США сдают итоговые экзамены по окончании обучения. Сдав их, студент получает диплом, но это не всё – ведь чтобы иметь право участвовать в судебном процессе, юрист в США должен быть членом адвокатской палаты (the Bar). Чтобы им стать, требуется сдать отдельный вступительный экзамен (the Bar exam). Интересно, что в каждом штате есть своя адвокатская палата и, соответственно, свой экзамен. Вследствие этого существует известная градация сложности вступительных экзаменов в различных штатах. Не являясь членом адвокатской палаты, юрист не может представлять в суде чьи-либо интересы, кроме личных, но не лишён возможности заниматься составлением и проверкой правовых документов, подготовкой к судебным разбирательствам и другими вопросами, не требующими выступления перед судом.

Описывая жизнь студентов, нельзя обойти вниманием вопрос проживания. Как и в России, большинство иногородних студентов в США живут в общежитиях. Обычно студенческие общежития в США состоят из блоков. Каждый блок включает несколько индивидуальных комнат с общими ванной и кухней-гостиной. Таким образом, каждый студент имеет небольшое личное пространство и возможность пользоваться общим с соседями пространством.

Наконец, говоря об учёбе в США, невозможно не упомянуть о взаимоотношениях между студентами и преподавателями, а также о взаимоотношениях между людьми в целом. Мне кажется очень важным, чтобы атмосфера в университете располагала людей к доверительному, конструктивному общению. Когда же между студентами или между студентами и преподавателями существует враждебность или хотя бы просто отчуждённость, атмосфера становится конфликтной и стрессовой, то есть неблагоприятной для усвоения знаний и развития. То же можно сказать и об обществе, окружающем студентов и преподавателей, — вежливое, дружелюбное обращение с окружающими людьми жизненно необходимо каждому и от каждого. Переходя от абстракции к конкретике, скажу, что больше всего в США меня поразила не система обучения в школе права, не уровень жизни и даже не устройство государства и права, а отношение людей к окружающим. Много раз доводилось читать и слышать, что для американцев характерна искусственная, неискренняя улыбка. Это неправда. К кому бы я ни обратился за год пребывания в США — будь то административный персонал университета, сотрудники магазинов и кафе, администрация общежития или даже обычные прохожие — все эти люди были искренне дружелюбны, приветливы и исключительно вежливы.

То же касается и преподавателей, Более того, выше я упоминал, что они открыты для общения со студентами. И вот что я под этим подразумеваю. Не бывает случаев, чтобы кого-либо из преподавателей невозможно было застать неделями, и никто не знал, где его найти. В США меня также приятно удивило, что преподаватели не только оперативно отвечают на сообщения электронной почты и никогда не игнорируют их, но и зачастую готовы назначить встречу и лично обсудить любой вопрос. Это, безусловно, способствует конструктивному диалогу и взаимопониманию между преподавателями и студентами.

В заключение скажу, что считаю полученный опыт бесценным во всех отношениях: совершенствование владения английским, полученные профессиональные знания, взаимодействие с иной системой образования, иным обществом, иной культурой позволили, на мой взгляд, извлечь огромную пользу из предоставляемой фондом RUSLEF возможности. Меньше всего мне хотелось бы показаться предвзятым или несправедливым как по отношению к России, так и по отношению к США, поэтому, описывая свой опыт, я не преувеличивал и не преуменьшал чего-либо, а также не писал того, что мне неизвестно на собственном опыте. Если у вас остались какие-либо вопросы, то я буду рад ответить на них по e-mail:romturkin@yandex.ru