О роли Китая на мировой арене будущего
Научный сотрудник Колледжа Санкт-Хью (Оксфорд) Мими Зу (Mimi Zou), специалист в области коммерческого права Китая, 13 апреля провела на факультете права мастер-класс, посвящённый масштабному экономическому проекту Китайской Народной Республики.
Прошло уже пять лет с выступления президента КНР Си Цзиньпина в 2013 г., в котором он объявил о новой инициативе Китая под названием «Один пояс и один путь» (‘Belt and Road Initiative', или BRI). Данный международный проект направлен на совместное экономическое развитие в странах Азии и Европы
Хотя Мими Зу поспешила заметить, что излагает мнение учёного, а не представляет позицию китайского правительства, несложно заметить её крайне позитивное и оптимистичное отношение к развитию инициативы КНР.
Мими Зу обращает внимание на неоднократно произнесённые Си Цзиньпином на международных форумах заявления, указывающие на отсутствие у Китая цели влиять на внутреннюю политику других стран подобно США или СССР, экспортировавшим свои идеологию и модель развития. «Один пояс и один путь» — это прежде всего экономический проект.
В то же время ЦК Коммунистической партии Китая в принимаемых им решениях прямо заявляет о необходимости активно участвовать в вопросах международного права. Мими Зу отмечает естественную заинтересованность Китая быть услышанным в вопросах прав человека, международном уголовном праве, международном торговом праве, других областях. По её мнению, хотя президент Китая заявляет на международной арене об отсутствии стремления у страны навязывать свою модель развития, в конечном счёте, Китай предлагает миру альтернативу существующему порядку.
На вопрос аудитории, что внушает уверенность в успех Китая в осуществлении своих инициатив, Мими Зу отвечает, что этот долгосрочный проект просто не имеет определения успеха как конечной цели. Это путь, причём на несколько десятилетий вперёд. Он охватывает территории 68 стран, население которых составляет 70% процентов населения планеты, а природные ресурсы этих территорий равны 75% от мировых. Проект рассчитан на совместное развитие участвующих в нём стран в таких сферах, как инфраструктура, транспорт, логистика, туризм, культурный обмен, здравоохранение, телекоммуникации, финансы, сельское хозяйство, наука, технологии, окружающая среда.
В развитии проекта активно задействованы не только правительственные структуры, международные организации, но также гражданское общество. По мнению Мими Зу, объединение сил помогает преодолевать новые риски и возникающие трудности в политике и экономике. Результатом амбициозного проекта, в том числе, стало создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, или AIIB) для увеличения финансовой интеграции. Китай проявляет желание изменить существующие реалии мировой финансовой системы. Создание таких институтов — знак несогласия Китая с нынешними «правилами игры».
«Один пояс и один путь» предусматривает развитие так называемых шести экономических коридоров, проходящих через Азию, Европу и Африку. Евразийский сухопутный мост (The New Eurasia Land Bridge), или Новый шёлковый путь, длиной 12 тыс. километров берёт начало из провинции Цзянсу в Китае и заканчивается в Роттердаме. Для России особую значимость имеет коридор, проходящий через Монголию. Мими Зу также обратила внимание на риски, которые ожидают этот проект из-за того, что он затрагивает страны с неурегулированными военными конфликтами, проблемами террористической активности.
В Китае под именем проекта «Один пояс и один путь» проходят многие, в том числе локальные инициативы. Для КНР это не только проект по развитию инфраструктуры, но также координация политики и преодоление экономических барьеров.
Мими Зу обращает внимание аудитории на то, что сегодня Китай делает больший акцент на собственный продукт; меньше, чем раньше, полагается на иностранные инвестиции.
Стоит отметить, что, описывая китайский проект как возможность совместного развития для принимающих участие в нём стран, Мими Зу одновременно признаёт использование Китаем по большей части собственной рабочей силы для реализации своих проектов. Больше всего недоброжелательных комментариев Китай получил по поводу своих инвестиций в Африку, где появились принадлежащие КНР фирмы с китайскими работниками, а не с рабочими местами для местных жителей. Китайцев обвиняли в том, что они увозят добытое сырьё к себе на родину из африканских стран. В то же время Мими Зу отмечает, что те инвестиции, которые вкладывает Китай в страны Африки, огромны. Китай пытается убедить во взаимной выгоде от его проектов для партнёров, так как он внедряет новые технологии в развивающихся странах. То же самое условие ставит Китай и для иностранных компаний, реализующих свои проекты внутри Китая: необходимо делиться с Китаем технологиями, чтобы получить долю на китайском рынке.
Далее Мими Зу остановилась на вопросе китайского договорного права, публикацию о котором она готовит. Если ранее западные коллеги были убеждены, что для восточных коллег больше свойственны деловые отношения, основанные на одном доверии, а не на строгих нормах договоров, то сегодня Китай, стремясь к международному сотрудничеству, вынужден корректировать свои привычки. Лектор также заметила, что специалисты в области интеллектуальных прав недавно называли КНР главным нарушителем в этой области. Сейчас Китай стремится разрушить и этот стереотип. Мими Зу отметила, что многие проекты в рамках инициативы «Один пояс и один путь» реализуются в сфере договорного права Китая, что может говорить о его дальнейшем распространении.
Многие из присутствующих на мастер-классе студентов, молодых учёных неоднократно посещали Китай, были и те, кто поговорил с Мими Зу на китайском. В ходе дискуссии затронули притязания страны в Арктике, стремление США изолировать Китай как угрозу реализации своих проектов, заинтересованность Китая в сохранении политически сильного Европейского Союза.
Слушатели задали вопрос о приверженности Китая принципу невмешательства во внутреннюю политику других стран в связи с тем, что начиная с 1992 г., Китай демонстрирует свою вовлечённость в проблему миротворческих сил ООН в восточной Африке. КНР — одна из стран, что вносит наиболее крупные пожертвования на их содержание. Всего несколько лет назад Китай показал свою активность в миссии ООН в Южном Судане, когда обязался вложить 1 млрд. долл. в Целевой фонд мира и развития ООН и даже согласился послать своих пехотинцев для участия в миротворческой миссии.
Мими Зу говорила об использовании КНР в первую очередь своих экономических сил как ключа для выхода на политическую арену несмотря на противостоящие усилия конкурентов. Область, в которой США могут сдерживать Китай, — это американские военные силы на востоке. Но Китай активно пытается предложить собственную альтернативу в этой части света.
Текст и фото: Мария Пономаренко