• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

«Ребус, волнующий множество замечательных умов» // Обзор дискуссии, посвященной законопроекту о поправках к Конституции РФ (Часть первая)

22 января 2020 года на факультете права Вышки состоялось заседание круглого стола на тему широко анонсированных поправок к Конституции. Мероприятие вызвало интерес у студентов и представителей академического сообщества. Представили факультетского пресс-центра побывали на этом обсуждении.

«Ребус, волнующий множество замечательных умов» // Обзор дискуссии, посвященной законопроекту о поправках к Конституции РФ (Часть первая)

Организатором круглого стола выступила кафедра конституционного права НИУ ВШЭ, ведущим стал ее заведующий Михаил Краснов. Обсуждение проходило в рамках открытой трибуны: слово предоставляли как преподавателям, так и студентам. В своих докладах спикеры затронули наиболее обсуждаемые вопросы конституционной реформы.

Обсуждение началось со вступительного слова и доклада Михаила Краснова, доктора юридических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ.  Лектор поблагодарил аудиторию за интерес к предмету дискуссии и озвучил, пожалуй, самые волнующие слушателей вопросы: зачем нужны эти изменения в Конституции, к чему они приведут? «По моему мнению, история с поправками в большей степени политтехнологическая и бюрократическая, нежели конституционно-правовая. Очевидно, что перед нами "дымовая завеса"», - подчеркнул Михаил Александрович. 

На первый взгляд, поправки затрагивают систему сдержек и противовесов внутри треугольника государственной власти (Президент, Парламент и Правительство). Несмотря на то, что отныне Государственная Дума будет не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры глав министерств и премьер-министра, возможность роспуска Государственной Думы после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур по-прежнему предусматривается Конституцией. 



Ограничение полномочий Президента по роспуску Правительства радикально не изменяет существующее положение сил, ведь согласно ФКЗ «О Правительстве РФ» освобождение Председателя Правительства от должности влечет за собой отставку Правительства.

Новые ограничения для лиц, занимающих государственные должности, связаны прежде всего с защитой суверенитета и так называемой «национализацией элиты». Согласно законопроекту, лица, занимающие государственные должности, не могут иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство на протяжении всей жизни, а не только на момент назначения или избрания на должность. Идея защиты суверенитета России также лежит в основе новой редакции статьи 79 Конституции РФ: решения межгосударственных органов, принятые в соответствии с международными договорами, но в сути своей противоречащие Конституции, не подлежат исполнению. 

«Непонятно, зачем для этого менять Конституцию. Конституционный суд РФ не раз высказывал свою позицию о том, что в случае противоречия норм международного договора Конституции РФ, мы вправе усомниться в необходимости исполнения решения (например, решений ЕСПЧ). О том же говорят поправки к ФКЗ "О Конституционном суде РФ"2015 г.», – утверждает Михаил Краснов. 

Спикер также обратил внимание присутствующих на терминологическую ошибку в Послании Президента, а именно на разницу между государственными служащими и лицами, занимающими государственные должности. В контексте указанной поправки речь шла именно об ограничении пассивного избирательного права для лиц, занимающих государственные должности.

Социальные поправки (об индексации пенсий, приравнивании прожиточного минимума к МРОТу и т.д.) Михаил Краснов оценил как положительные. Однако, по его мнению, подобные положения смотрелись бы уместнее в обычном федеральном законе, чем в Конституции.



Следующая горячо обсуждаемая поправка касалась включения органов местного самоуправления в систему публичной власти. По мнению спикера, эту новеллу вряд ли можно назвать радикальной: фактически органы местного самоуправления уже встроены в вертикаль власти. Тем не менее, конституционное закрепление подобной структуры разрушает саму идею местного самоуправления. 

Аналогичную оценку Михаил Краснов дал поправке, посвященной возможности обращения в Конституционный суд для проверки конституционности «законопроекта» по инициативе Президента до момента подписания документа: «Здесь мы снова сталкиваемся с "юридическим ляпом" : спичрайтеры Президента использовали термин “законопроект”, однако Президент подписывает именно закон, а не законопроект». 

Докладчик назвал возможность Президента РФ вносить в Совет Федерации представление о лишении статуса судьи покушением на независимость судебной власти. Также предполагается привлечение Совета Федерации в качестве консультативного органа по вопросам назначения «силовиков» и прокуроров. 

Члены Совета Федерации теперь официально будут называться сенаторами (при отсутствии Сената). Спикер отметил существенные отличия СФ РФ и сенатских комиссий США: Совет Федерации будет выполнять лишь консультативную функцию, в то время как в США у сенаторов существует реальная возможность заблокировать кандидатуру. 

«Итак, остаются две поправки. Здесь я позволю себе выдвинуть не более, чем гипотезу о том, ради чего была эта “дымовая завеса”». Речь идет о появлении Государственного Совета и ликвидации слова «подряд» в ст. 81 Конституции. 

По мнению спикера, деятельность и роль Госсовета ограничивается ст. 11 Конституции, которая закрепляет закрытый перечень органов государственной власти. Это означает, что Госсовет не может обладать публично-властными полномочиями. Согласно законопроекту о поправках к Конституции, Госсовет образуется в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и определения основных направлений внутренней и внешней политики (что является прямыми функциями президента). При этом неизменной остается статья 80, то есть Президент указанных функций не лишается. Из этого следует вывод: Госсовет должен стать совещательным органом под председательством Президента России.

Относительно возможности занимать должность Президента не более двух сроков Михаил Краснов высказался так: «Похвально, но стоит обратить внимание, что в бывших советских республиках благодаря подобным косметическим правкам в правовом статусе Президента весь предшествующий президентский срок обнулялся. Срок начинал течь с момента вступления поправки в силу». 

О выступлениях других спикеров можно будет прочесть в следующем материале. 
 

Текст: Полина Царитова
Фото: Екатерина Соколова