«Именно преподавание вдохновляет меня на научную деятельность» // Юлия Ерохина о работе следователем, преподавании в Вышке, искусстве и многом другом
В новом учебном году Юлия Владимировна Ерохина вступила в должность заместителя декана по ознакомительной и производственной практике и внеаудиторной работе со студентами. Студенческий пресс-центр факультета права поговорил с ней о планах развития факультета по этому направлению, пятилетнем бакалавриате, преподавании и искусстве.
Юридическое образование вы получили во Владимирском государственном педагогическом университете. Желание заниматься преподаванием у вас возникло при выборе университета, или же изначально были другие профессиональные интересы?
В университет я поступала именно с целью заниматься практической деятельностью, работать «на земле». Так как вуз был педагогический, мы дополнительно изучали педагогику и психологию. Эти дисциплины вызывали у меня огромный интерес, поэтому уже на этапе обучения возникали некоторые сомнения по поводу моей будущей профессиональной деятельности. После четвертого курса я пошла работать следователем. Однажды мне дали отдельное поручение провести допрос в изоляторе временного содержания (ИВС). Я прихожу в ИВС и понимаю, что, когда нам рассказывали о достоинствах и недостатках юридической профессии, никто не упоминал про запах в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах. В тот день я осознала, что работать в таких условиях мне не очень хочется. И это стало, пожалуй, отправной точкой в моей педагогической деятельности. Хотя стоит отметить, что с 2017 года я провожу исследование в местах лишения свободы, изучаю, как искусство влияет на ресоциализацию осужденных.
Вас всегда интересовала теория права? Почему не выбрали практику, отраслевые дисциплины?
Теория государства и права нравилась мне еще во время обучения в университете. Когда же я занялась практической деятельностью, то увидела, что важны не столько детали, сколько доктринальный подход. Он помогает объединить и систематизировать отдельные практики. Практическая деятельность всегда связана с достижением конкретных целей. В силу своей природы практика не может охватить общие закономерности, в рамках которых эти цели могут быть эффективно реализованы. Чем больше я занималась практической деятельностью, тем больше понимала, как важна теория государства и права для практикующего юриста. Отражая сущностные стороны и закономерности юридической практики, теория стремится установить, как должны быть наиболее оптимально организованы отдельные элементы государственно-правовой системы, каковы тенденции ее ближайшего и перспективного развития.
Почему для преподавания вы выбрали Вышку?
После работы следователем я преподавала еще и в других университетах. В 2012 году обстоятельства сложились так, что я пришла работать в Вышку, и своим решением я очень довольна.
В 2012 году вы пришли работать во ВШЭ. Думали ли вы, что через восемь лет станете заместителем декана?
Я не думала об этом, потому что мне всегда хотелось заниматься научной и преподавательской деятельностью, а не административной. В других вузах мне неоднократно предлагали занять разные административные должности, но я себя в этом не видела. Но «все течет и ничто не остается на месте».
Какие у вас сейчас ожидания от новой должности?
Оптимизировать ту ситуацию, которая существует на факультете права по направлениям практики, социальной сферы и внеаудиторной работы со студентами. На данном этапе я пока смотрю и вникаю в то, что необходимо изменить к лучшему. Тем не менее, определенные стратегические цели и задачи уже намечены.
Как вы относитесь к тому, что с этого года был введен пятилетний бакалавриат на нашем факультете?
Мне нравится. На мой взгляд, пятилетний бакалавриат позволит более детально углубиться в профессию. Новая модель обучения подразумевает множество образовательных траекторий. Это того стоит.
На ваш взгляд, сколько необходимо учиться, чтобы стать квалифицированным юристом?
Я думаю, что учиться необходимо всегда, ведь общественные отношения меняются очень быстро, например, в связи с возрастающей технологизацией и цифровизацией всех сфер жизни. Квалификационные требования постоянно повышаются. Это относится не только к профессии юриста, но и вообще к любой деятельности. Чтобы быть профессионалом, приходится постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки.
Помимо того, что вы занимаете преподавательскую должность, вы являетесь автором и соавтором многих научных публикаций, принимаете участие в научных конференциях разного уровня. Как вы считаете, должен ли каждый преподаватель уметь интегрировать научную деятельность в преподавание?
Мне кажется, здесь нельзя ответить однозначно, потому что есть преподаватели-практики, которые передают свой практический опыт – это одна модель. Есть преподаватели, которые занимаются наукой, и результаты своих исследований они внедряют в учебный процесс – это вторая. Нельзя точно сказать, что правильно, необходимо смотреть на личность преподавателя, его профессиональную деятельность.
Почему лично вы предпочли совмещать эти две стези?
На мой взгляд, одно дополняет другое. Просто заниматься наукой для меня скучно. Нет общения, отдачи. Ты не будешь знать те проблемные места, которые есть, например, в образовательном процессе. Для меня наука – это не чтение книг, а именно эмпирические исследования, которых, по-моему, сейчас как раз и не хватает. Можно сказать, именно преподавание вдохновляет меня на научную деятельность. Например, в прошлом году в рамках НИСа «Право и культура» мы исследовали аспекты взаимодействия права и моды, а в этом учебном году, по запросу студентов, акцентируем внимание на исследовании проблем феминистской юриспруденции.
В 2018, 2019 годах у нас на факультете проводились выставки ваших картин. На сегодняшний день вам удается продолжать заниматься творчеством?
Да, я продолжаю. Времени и сил не всегда хватает, но есть огромное желание. Если говорить об основных стремлениях, то я, в первую очередь, творческий человек.
Можете рассказать о запланированных вами проектах?
Могу поделиться тем, что мы создали онлайн-курс по теории государства и права на Национальной платформе открытого образования. Можно посмотреть проморолик https://openedu.ru/course/hse/STALAWTH/. Разрабатывая дизайн для выстраивания ассоциативного ряда для лучшего запоминания информации по курсу, мы вдохновлялись работами Василия Васильевича Кандинского. Почему-то юристы сейчас обращают мало внимания на визуальную составляющую, хотя она важна. Например, сейчас в суде активно используются фото- и видеодоказательства. А как их анализировать? У юристов нет этих инструментов, поэтому здесь как раз необходимы дополнительные компетенции. Для создания онлайн-курса мы посмотрели более пятидесяти программ по теории государства и права российских вузов и университетов, в том числе партнеров Вышки. Совместно с Андреем Сергеевичем Быстровым и ассистентами Сергеем Виноградовым и Марией Ковыревой мы сделали универсальный для России курс по теории государства и права.
Считаете ли вы, что этот онлайн-курс будет в большей степени полезен для первокурсников?
Однозначно. Ведь одно дело, когда студент для усвоения информации сначала слушает лектора, потом смотрит какие-то картинки, а затем в учебнике линейно читает текст. В нашем же онлайн-курсе мы разработали ассоциативный ряд, который будет работать так: лектор объясняет тему, а в это время на экране демонстрируется необходимая информация в виде текста, портретов ученых, других визуальных элементов. В итоге получается такое трехмерное представление темы, после чего студенты закрепляют полученную информацию с помощью специальных тренажеров. Мария Ковырева как раз занималась визуальным оформлением курса совместно с дизайнерами дирекции по онлайн-обучению.
Каким вы видите факультет права через 5 лет?
Он будет суперсовременным, еще более практико-ориентированным. У нас идет процесс становления цифрового университета. Появится еще больше технологических продуктов, которые мы будем использовать. Юрист – это не тот, кто пытается выучить все кодексы и законы, а тот, кто будет адаптироваться, понимать общественные изменения и правильно применять правовые нормы для урегулирования общественных отношений. В мире появляются новые информационно-коммуникационные технологии, которые меняют действительность, а правовое регулирование, к сожалению, не успевает за этими изменениями. Я уверена, что мы будем готовить таких специалистов, которые будут уметь смотреть вперед и работать на опережение. Для достижения этих целей у факультета права есть очень хороший потенциал.
Пресс-центр факультета права благодарит Юлию Ерохину за интервью и желает успехов в новой должности.
Текст: Екатерина Трофимович
Фото: Екатерина Иванова