Перевоплощение в преподавателя: всё об учебных ассистентах
Первое положение об ассистентах было принято в 2009 году. Шесть лет назад доверить студентам-активистам подготовку заданий для младших курсов были готовы 50 преподавателей. Сейчас на одном только на факультете права таких помощников несколько десятков. О том, что обычно входит в обязанности учебных ассистентов, как ими становятся и почему с 2015 года их зарплата уменьшилась, рассказала первый заместитель декана факультета права Вера Николаевна Русинова. О том, что дает студентам работа учебным ассистентом, рассказал студент 1-го курса магистратуры Георгий Тюляев.
Как правило, в обязанности учебных ассистентов входят: методическая помощь любого рода, разработка и проверка работ, помощь в проведении занятий (например, подготовка ролевой игры или дебатов, в том числе, их организация и проведение), проверка эссе, рефератов, тестов, домашних заданий.
Специфика моей работы с учебными ассистентами сводится к тому, что они привлекаются к составлению заданий на английском языке и, кроме того, каждый из них вовлечен в тренировки новых команд для участия в международных конкурсах.
Работа учебным ассистентом многое дает не только самому преподавателю, но и ассистенту. Институт учебных ассистентов помогает поддерживать интерес к уже пройденной дисциплине и дальше развиваться в этом направлении, ведь одно дело – обучаться самому, а другое – обучать других: «Это новый этап интеллектуального развития, и, соответственно, уровень знаний должен быть другим». Работа учебным ассистентом – это возможность взглянуть на процесс преподавания с другой стороны, понять специфику его организации и методики преподавания.
Чтобы стать учебным ассистентом нужно быть отличником по этой дисциплине, быть заинтересованным в изучении предмета или сотрудничестве с преподавателем.
Изначально выбор делает, конечно же, преподаватель, и я думаю, здесь мы все ориентируемся на лучших из лучших.
После того, как студенту поступило предложение от преподавателя, и студент согласился, преподаватель пишет заявку, которая отправляется на рассмотрение ответственным лицам. Раньше одобрением заявок занимался ректорат, но с начала 2015 года все изменилось. Сейчас заявки приходят на каждый факультет отдельно.
Содержательные вопросы решает специальная комиссия, состоящая из преподавателей, которые рассматривают поступившие заявки. Одобряют только те заявки, которые соответствуют целому списку критериев, среди которых: учебная нагрузка самого преподавателя, его научная, публикационная деятельность и многое другое. «Прежде всего, мы исходили из того, что учебные ассистенты направляются в помощь тем преподавателям, которые активно занимаются наукой. Кроме того, приоритет отдавался защитившимся преподавателям».
Раньше была четко установленная сумма выплаты учебным ассистентам, но теперь все поменялось. Сейчас факультету выделяется определенная сумма на эти цели, и, соответственно, чем ассистентов больше, тем меньше будет заработная плата каждого из них: «Впервые наши преподаватели столкнулись с тем, что заявка могла быть не поддержана или поддержана не полностью».
«Весь выделенный нам на один календарный год бюджет был разделен на количество месяцев в году, и таким образом, сразу была зарезервирована и отложена сумма для первого полугодия 2015 года. Сумма выплат учебным ассистентами за 3 и 4 модули была поделена на количество месяцев, которое мы получили сложив сроки всех одобренных заявок. Так была подсчитана нынешняя сумма ежемесячного вознаграждения учебных ассистентов – 4600 рублей». Подчеркну, что в основе расчета этой суммы лежит набор простых математических действий: мы не могли своевольно определить ни больше, ни меньше.
Таким образом, именно эта сумма – 4600 рублей в месяц – будет выплачиваться учебным ассистентами до конца текущего учебного года. Затем в начале следующего года мы снова будем производить калькуляции и подсчитывать, сколько составит ежемесячное вознаграждение ассистентов в первых двух модулях следующего учебного года.
Получается, чем больше заявок поддержит факультет, тем ниже будет вознаграждение каждого учебного ассистента. С одной стороны, мы понимаем, что у некоторых учебных ассистентов действительно высокая нагрузка, и оплата данной деятельности является для них достаточно серьезным фактором. Следовательно, чтобы у студентов не пропал интерес к работе, должен соблюдаться некий баланс между количеством обязанностей и величиной оплаты их труда.
С другой стороны, мы не готовы пойти по пути «один преподаватель – один учебный ассистент.
В то же время позволить себе столько же учебных ассистентов, сколько их было раньше, нам не позволяет сокращение финансирования. Повторю, уменьшение суммы вознаграждения не было каким-то волюнтаристским решением руководства факультета: выделенную ректоратом фиксированную сумму мы разделили поровну между всеми одобренными ассистентами».
О том, что дает студентам работа учебным ассистентом, рассказал студент 1 курса магистратуры Георгий Тюляев.
Почему лично для меня опыт работы ассистентом является ценным? Потому что для студента это, возможно, единственный шанс приобщиться к образовательному процессу не «снаружи» (в качестве обучающегося), а «изнутри» – с позиции преподавателя. Речь идёт уже не об изучения предмета как такового, а о понимании того, как передать знания студентам. Это важно, потому что информация – ещё не знание. Если информация представляет собой лишь совокупность знаков, то обращение её в знание при передаче – работа над произведением искусства. Работа непростая и кропотливая. Работа, прежде всего, над собой. Обладать информацией, понимать её самому – для науки это в лучшем случае полдела, а для преподавательской деятельности – вовсе ничто.
Как много учебный ассистент способен извлечь из работы? Как бы банально это ни звучало, всё зависит от него самого – дело не в гражданско-правовом договоре. Нужно наблюдать и пробовать, учиться, не бояться спрашивать и находить ответы на интересующие вопросы. Смотреть вокруг себя, заглядывать внутрь себя. «По ту сторону» студенческой скамьи не бывает одинаковых семинаров.
В преподавании важно не навредить, пропалывая знание, избавляя его от сорняков, от помех и белого шума. Понимание этого ценно само по себе. Ему тоже нужно учиться. Практика учебного ассистента наглядно показывает, что утверждаться в своих воззрениях за счёт студентов – это путь в никуда. Исследование и преподавание – это разные, очень разные вещи. Процесс передачи знания требует чуткости, зрелости собственных убеждений и открытости для противоположных мнений и критики. Обращать информацию в знание, делать что-то понятнее, создавая единое поле, язык, культуру академического и профессионального общения – в этом кроется величайшая радость. Факт того, что подобное поле возникло – вот свидетельство успеха. Деятельность учебного ассистента позволяет это ясно прочувствовать. Поэтому для студентов, избравших академический путь, опыт работы учебным ассистентом неоценим.
Арина Скворцова, 2 курс