Юмор помогает жить // Обзор обсуждения фильма «Дурак» с Юрием Быковым
22 февраля 2017 года киноклуб факультета права НИУ ВШЭ и журнала THE WALL собрал гостей вновь, чтобы посмотреть картину «Дурак» и обсудить её с режиссёром Юрием Быковым и экспертами: профессором кафедры наук о культуре Яном Левченко и старшим преподавателем департамента психологии Александром Вечериным. Модератором встречи стал Булат Назмутдинов. Провести дискуссию помогли Алина Гегамова и Анастасия Попова.
Почему именно «Дурак»? Фильм занимает почётные места в рейтингах, его считают остросоциальным авторским кино, воплощающим на экране суровые реалии современности. Снятая в 2014 году кинокартина повествует о безуспешных попытках обычного человека, сантехника, спасти 800 человек, живущих в общежитии, готовом рухнуть в любой момент. Александр Вечерин справедливо отмечает: «В киноработе остро поднимается вопрос социального». Через весь фильм красной нитью проходит мысль о том, что устойчивые социальные ценности, как и моральные принципы, у современного человека почти что отсутствуют. А если они кому-то и присущи, то эти несчастные – дураки. Посыл режиссёра ясен: рушится не здание, а общественное устройство.
Главный герой обнаруживает трещину, проходящую по всему периметру общежития, фундамент крошится. Расчёты безутешны: крен здания слишком велик, поэтому его жильцов нужно эвакуировать. Обращение к губернатору города и его помощникам приводит отнюдь не к положительным последствиям. Вместо эвакуации и выделения средств на реконструкцию общежития проводится «чистка» управленческих рядов, документы, подтверждающие хищения средств из бюджета города, сжигаются.
«Мы наблюдаем процесс профессионального выгорания», – говорит Вечерин. Перед современным человеком стоит проблема его личной обеспеченности и успеха. Выйти сухим из воды, сохранить репутацию незапятнанной – именно этими принципами руководствуются губернатор и его помощники. Впрочем, в губернаторе ещё сохраняется отголосок Человеческого, потому что, отдавая приказы о сожжении бумаг, она спрашивает: «А как же люди?» Только это скорее риторический вопрос, поскольку всё идёт своим чередом: факты умалчиваются, празднование юбилея губернатора продолжается.
Финал кинокартины остаётся открытым. Разрушится ли здание или останется целым – на этот вопрос зритель должен дать ответ самому себе. По завершении фильма в аудитории воцарилось многозначительное молчание. Режиссёр Юрий Быков, не раскрывая всех тайн, сказал, что альтернативный финал всё-таки был снят, и его можно было бы назвать терапевтическим, «финалом-таблеткой», «финалом-антидепрессантом». Тем не менее, концовку фильма, выпущенного на большие экраны, решили оставить неоднозначной.
Булат Назмутдинов, вспомнив прочитанные интервью Быкова (одно из них, к слову, было опубликовано в журнале THE WALL), поинтересовался у почётного гостя киноклуба: «Изменились ли вы как режиссёр с момента снятия «Дурака»?» Юрий ответил, что творчески он не изменился: стиль и художественные приёмы всё те же, но изменилось его сознание, мироощущение. Как человек он не смог сохранить в себе художника, готового сталкивать зрителя с правдой в самом жестоком её выражении, без облечения её в некую терапевтическую форму. Оказали ли на эту утрату влияние отзывы зрителей о «Дураке»? Вряд ли. Режиссёр сказал, что переосмысление им себя как человека и изменение его отношения к «художническому» стали результатом иных событий, в детали которых он бы не хотел углубляться. Но при этом заметил, что в России истинному художнику и поэту жить после 37 лет даже стыдно. Дотянуться до «звезды по имени Солнце» можно только в художественном пространстве. Достигнув её, поэт сталкивается с определённой преградой. Юрий Быков заявил, что для него настал момент переосмысления, трансформации себя: «Чем человек драматичнее, тем он дальше от жизненной адаптации. Переживания, попытки донести правду, которые я предпринимал с 2009 по 2014 год, завели меня в эмоциональный тупик. Человек ищущий мечется в сомнениях, не зная, где зло, а где добро. Он теряет ориентиры. Человек помудревший, повзрослевший, если хотите, знает, что такое “правильно”. Настоящее искусство неправильно. Но это не значит, что я жалею о том, что я сделал! Трансформацию я выбрал потому, что хочу сохранить художническое, не перевоплотившись в морализатора».
На вопрос зрителей о том, как писался сценарий «Дурака», Юрий ответил: «Две недели от руки. Бралась болевая точка общества, высказывались претензии к системе. Если в “Майоре” поднимались проблемы, касающиеся власти, то в «Дураке» создавалась комплексная картина мира».
Фильмы Юрия Быкова мрачны и без прикрас изображают реальность. Тем не менее, в жизни режиссёр – очень весёлый и харизматичный человек. Аудитория была озадачена таким контрастом и поинтересовалась у гостя киноклуба, как ему удаётся снимать остросоциальное кино без доли юмора, при этом сохраняя смешной и лёгкий подход к жизни. Юрий отметил, что серьёзно говорить о жизненном можно только лаконично. Серьёзную проблематику можно отображать в предметах искусства – на холсте, в литературе, в кино. Страх перед незнанием того, как всё устроено, и страх перед ограниченным знанием о системе довлеет над человеком, но юмор помогает жить. Трагичное соседствует с ироничным. «В общем, без юмора никак нельзя!» – подчеркнул Быков, в чём его поддержал Ян Левченко.
Просмотр и обсуждение картины «Дурак» 22 февраля – второй масштабный проект, организованный факультетом права и журналом THE WALL. Первая проведённая встреча киноклуба была посвящена фильму «Сын» Арсения Горчукова. Формат кинопросмотра и последующей беседы с режиссёрами и экспертами имеет успех: места в зале занимаются за час до начала мероприятия, организаторы едва ли справляются с тем, чтобы разместить вновь прибывающих участников киноклуба, обсуждение фильмов выходит за рамки отведённых ему двух часов – диалог, или точнее полилог, складываемый между зрителями и гостями-экспертами, насыщен свежими идеями, ценной критикой, эмоциональными эпитетами. В ходе такой беседы невольно забываются скорое течение времени и рутинные дела. Надеемся, что в стенах факультета права НИУ ВШЭ ещё не раз соберутся люди, неравнодушные к современному российскому кино, жаждущие его увидеть и обсудить.
Текст: Алёна Геращенко
Фото: Екатерина Коростей