«Право будущего станет, как электричество, незаменимым и незаметным» // Обзор круглого стола по тематике LegalTech
30 марта 2018 года в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Автоматизация права: новые вызовы». Ведущие представители информационно-технологической отрасли поделились мнениями о том, как искусственный интеллект создаёт новые грани в профессии юриста и зачем правоведам осваивать языки программирования. Свои доклады представили Антон Вашкевич, Андрей Хорошилов, Хольгер Цшайге. Модератором встречи стал Михаил Закошанский.
Антон Вашкевич, основатель юридической технологической компании «Симплоер», начал круглый стол обозначением современного состояния автоматизации правоотношений и предсказанием дальнейших перспектив развития этой области. Для интересующихся темой LegalTech очевидно, что тема автоматизации права как такового достаточно новая, поэтому исследования по ней практически отсутствуют. Истоки LegalTech, по мнению спикера, стоит искать в автоматизации разрешения практических задач права. Частный пример — технологии в суде, а именно создание более удобного интерфейса взаимодействия с судом: управление расписанием суда, документооборотом. Следующий схожий глобально с автоматизацией права шаг, как выделил Антон Вашкевич, — это внедрение метаразметки. Работу с ней можно описать следующим образом: в обычный документ, написанный на естественном для людей языке, добавляется метаразметка. По сути, к нормам дописывают маленькие элементы – теги, помогающие человеку быстрее работать с текстами актов. Если правильно разместить к огромному количеству законов, регулирующих одну и ту же область, систему, использующую определения, связи, то на такой основе появится возможность выстроить определённый софт, который будет быстрее и легче управлять изменениями в актах. Такие технологии уже широко применяются по всему миру, частное проявление – United States Legislative Markup (USLM) в США. Однако, как обратил внимание специалист, это ещё не автоматизация права, а лишь упрощение работы с нормами на привычном для нас языке.
Полноценная автоматизация следующего поколения, которая ожидает нас в будущем, — это превращение права из области человеческих знаний в сервисный слой. «Право будущего станет как электричество: таким же незаменимым и незаметным» — отметил Антон Вашкевич. Чтобы это произошло, нормы должны соответствовать двум признакам. Им необходимо стать, во-первых, машиночитаемыми и, во-вторых, самоисполнимыми. Всем понятен и близок пример таких псевдосамоисполняемых норм – норма административной ответственности за нарушение скоростного режима или правил парковки. Существует техническая оболочка, превращающая физический параметр в цифровой и сравнивающая его с нормой. Бесспорно, в этом процессе участвует человек и система периодически выдаёт ошибки. Вместе с тем это серьёзный шаг в области технологий права.
Важную роль в увеличении масштабов LegalTech будут играть технологии, связанные с искусственным интеллектом (ИИ), как предсказывает Антон Вашкевич. На первых порах ИИ будет использоваться в той части, в которой данные, необходимые для осуществления правового воздействия, ещё не оцифрованы. При помощи ИИ можно будет определить такую неструктурированную информацию, как осуществление той или иной поставки. И в дальнейшем от установления такого факта будет зависеть работа определённого алгоритма.
«В конечном счёте, произойдёт смешанная автоматизация права», — подвёл промежуточный итог дискуссии Антон Вашкевич. Абсолютно всю область права запрограммировать не представляется возможным. Одна из причин – существование концепций (добросовестность, необоснованная налоговая выгода и другие), зависящих от конкретного контекста и субъективных элементов.
Обсуждение автоматизации права продолжил Хольгер Цшайге, основатель и генеральный директор издательства деловой литературы «Инфотропик Медиа», с обзором рынка современных технологических решений в области права. Было отмечено, что основная глобальная тенденция на ближайшие пять лет – это разрастание технологического прогресса. Около 77% крупнейших компаний мира обеспокоены темпами технического прогресса в их отрасли экономики. Специалисты делают ставки на то, что следующие восемь технологий станут ключевыми для бизнеса. Среди них «Блокчейн», интернет вещей, беспилотные устройства Дроны, роботы, трёхмерная печать, дополненная реальность, виртуальная реальность, искусственный интеллект.
Хольгер Цшайге представил слушателям понятное и доступное определение ‘LegalTech'. Он подчеркнул, что под ним стоит понимать особую отрасль бизнеса, специализирующуюся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности и предоставлении потребителям юридических услуг с использованием информационных технологий. За 2017 год в LegalTech было инвестировано более $ 306 млн. По сравнению с 2016 годом прирост составил практически $ 100 млн. Хольгер Цшайге связал такой успех прорывной технологии, в первую очередь, с всеобщей диджитализацией рынка юридических услуг.
По мнению спикера, основной тренд на 2018 год среди юридических фирм – улучшение процессов, т.е. юристам необходимо «отказаться от антропоцентрического подхода к решению проблем». Ведь статистика показывает, что 76% юридических фирм принимают решения на основе устаревших или неполных данных. Поэтому будущее – всецело за более масштабным развитием LegalTech. Предсказывют, что в ближайшее время 114 000 юридических рабочих мест упразднят из-за новых технологий. Однако это позволит повысить эффективность бизнеса и будет способствовать созданию новых рынков.
Третий доклад в ходе дискуссии представил Андрей Хорошилов, директор по региональному и международному развитию «Европейской юридической службы». Он поделился опытом применения искусственного интеллекта в юридической практике.
В 2017 году «Европейская юридическая служба» получила премию Skolkovo LegalTech Leader за лучший результат в автоматизации юридической деятельности в номинации «Лучшая юридическая компания». Путь фирмы к такому достижению начался в 2007 году с внедрения сервиса дистанционной юридической круглосуточной поддержки. За 10 лет было осуществлено около 3 500 000 юридических консультаций, за квалифицированной помощью обратились 850 000 физических и 50 000 юридических лиц.
Как показал опыт «Европейской юридической службы», срастание юридической деятельности и искусственного интеллекта позволило решить основные проблемы этого сегмента бизнеса: была увеличена «производительность» компании и сокращены её издержки, расширена продуктовая линейка. Всё это было осуществлено при помощи таких приёмов, как автоматизация ответов на типовые вопросы, автоматическая проверка документов, автоматическое профилирование клиентов и использование сегментированных предложений.
Андрей Хорошилов также обозначил основные проблемы, с которыми может столкнуться юридическая фирма при внедрении искусственного интеллекта в свою деятельность. Во-первых, на российском рынке на данный момент практически отсутствуют специалисты, обладающие полноценными знаниями для установки и поддержки указанной технологии. К тому же, законодательная база в нашей стране, освещающая вопросы взаимодействия с искусственным интеллектом, не отличается особой стабильностью. Наконец, благодаря слаборазвитому рынку технологий есть вероятность, что долгосрочное использование искусственного интеллекта не окупится.
Как подчеркнул Андрей Хорошилов, искусственный интеллект – это возможность выйти на принципиально новый уровень и «сделать мир лучше». Возможно, дальнейшее инвестирование и развитие этой области способствует созданию принципиально прорывной технологии в юридической области. Всё движется к тому, что в будущем клиенты будут контактировать с фирмами через «робота», который сможет предсказывать и предотвращать наступление юридических проблем.
Текст: Наталья Баранова
Фото: Дмитрий Мазаев