Журналист – факт или мнение? // Мастер-класс «4 жанра журналистики» для студентов факультета права
14 ноября прошел мастер-класс Дарьи Новичковой, организованный студенческим пресс-центром факультета права. Дарья посвятила слушателей в подробности работы журналиста и рассказала об интересных событиях из жизни, связанных с ее профессиональной деятельностью.
Журналистика в глазах современного человека все чаще выглядит орудием обладающих властью и влиянием, хитросплетением манипуляций, денежных вложений и личной выгоды. Зрители новостных каналов, читатели газет и интернет-изданий все реже воспринимают поступающую из СМИ информацию как источник правды и просвещения. Негативный образ может возникать по причине неумения автора работать с жанрами журналистики.
Дарья Новичкова, студентка 4 курса факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, лауреат независимой премии в области профессиональной журналистики «Редколлегия» за 2019 год, в ходе мастер-класса рассказала об особенностях написания грамотной журналистской статьи.
Интервью – наиболее распространенный жанр журналистики. Помимо общих принципов, спикер осветила самый популярный и интересный для нее способ оформления его в статье – сторителлинг. «Художественный рассказ» от мира журналистики, предполагающий написание текста вольно, без соблюдения структуры вопрос-ответ, представляет собой наиболее самобытный формат интервью. На примере статьи «Как устроена торговля детьми во «ВКонтакте», за которую Дарья Новичкова стала лауреатом премии, участники мастер-класса смогли детально изучить сторителлинг и получить советы по написанию.
Лектор также отметила один из наиболее сложных для журналиста жанров – сенситивное интервью, подразумевающее глубокое расследование сложного события или целой темы. Оно ставит перед автором целый ряд проблем: люди, не готовые к диалогу со СМИ, необходимость умалчивать о своей профессии, сокрытие любой информации об интервьюируемых кроме той, что они рассказали по теме. «Самое главное – контакт с героем»: журналист не должен оставаться безучастным к чужой трагедии, проявление поддержки станет его достоинством в работе с этим жанром.
Человеческий фактор важен не только в проведении сенситивного интервью, но и при работе с жанром репортажа. В данном случае журналист оказывается непосредственным участником событий, что неизбежно приводит к повышению субъективности его работы. Лектор отмечает, что наиболее важны в репортаже живость текста, примечательные маленькие детали, которые позволяют читателю погрузиться в атмосферу. В статье следует отражать не только происходящее на мероприятии, но и предшествующие, последующие события. Дарья Новичкова призналась, что жанр репортажа является ее любимым, поскольку позволяет за счет внимательности, интересных разговоров, знакомств и «наслаждения процессом» создавать историю.
На мастер-классе также рассказали про гонзо-репортаж, для которого характерен наиболее субъективный повествовательный стиль. В таком тексте важно не отражение действительности, но донесение конкретного мнения. На примере личного опыта спикер рассказала, что подобные репортажи часто вызывают резонансы в обществе: можно ли столь открыто журналисту высказывать свое мнение, или это выходит за рамки профессионализма.
В противовес столь субъективным жанрам лектор рассказала про событийные тексты. Они представляют собой освещение мероприятий без отражения личного отношения автора к происходящему. Участие в различных пресс-конференциях и иных событиях с целью написания событийного текста во многом предполагает умение автора общаться со спикером, добиваться от него наиболее полезных ответов. Интересный и грамотно построенный вопрос способствует привлечению внимания к изданию, провоцирует другие СМИ ссылаться на слова журналиста. Некорректно построенный диалог может привести к тому, что спикер легко избежит неловких тем, оставив вопрос автора неотвеченным.
Помимо длинных текстов, задачей которых является отражение подробностей и деталей, в журналистике существует жанр максимально короткий и объективный – новость. Лектор сумела наиболее емко охарактеризовать его устоявшимся «Что? Где? Когда?», подразумевая, что такой текст содержит только основную суть произошедшего события. Дарья Новичкова отметила интересную деталь: один автор способен за день сформулировать до 20 новостей. Наиболее быстрый жанр, однако, не допускает субъективности и недоказанности.
Жанры журналистики играют неоспоримо большую роль в работе автора, определяют направление его мысли. Однако для любой статьи важно соблюдение единого формата – заголовок, обозначающий тему, и лид, «концентрат новости», то есть пересказ основного содержания с целью привлечь читателя, – становятся определяющими при попадании работы в печать, Интернет. От их грамотности и содержательности зависит, проявит ли общественность интерес к содержанию статьи. Дарья Новичкова рассказала про особенности их составления.
Первое, с чем сталкивается читатель, – заголовок статьи. Он должен не просто привлекать внимание, но и содержать основную мысль текста. Лектор отметила, что броские кликбейтные заголовки – не лучший выбор. Они не способны в полной мере отразить серьезность журналиста, не всегда несут тот же смысл, что текст. Для того, чтобы правильно составить заголовок, следует в первую очередь написать статью и только после этого давать ей название. Еще один совет – честно ответить на вопрос, был бы такой заголовок интересен самому автору. В качестве хорошего примера были приведены заголовки газеты «Коммерсантъ», которые славятся своей яркостью.
Лид не менее важен для привлечения внимания читателя. Он должен служить кратким содержанием статьи, раскрывающим заголовок, но не повторяющим текст. Лектор отметила, что лид не следует делать слишком большим, а даты не стоит помещать в начало, чтобы статья не казалась устаревшей.
В завершение мастер-класса Дарья Новичкова ответила на вопросы слушателей, рассказала интересные события из своей жизни, связанные с работой журналиста. Особый интерес у слушателей вызвала тема контакта с интервьюируемым. Спикер прокомментировала, что даже с грубым или закрытым человеком журналист должен быть предельно вежлив. Однако автор не обязан всегда идти на уступки: например, если интервьюируемый не сообщил, что дает комментарий не под запись, значит, его слова могут быть использованы в тексте. А если при редактировании происходит конфликт, свою позицию можно подкрепить письменным согласием человека, полученным заранее, или аудиозаписью, которая велась во время диалога. «Мы правим факты, а не мнения», – отметила лектор.
Журналистика – сложное искусство управления информацией, для овладения которым необходимо знание теории и постоянная практика. Пресс-центр благодарит Дарью Новичкову за мастер-класс «4 жанра журналистики», который позволил слушателям сделать шаг за кулисы этой профессии.
Текст: Диана Беган-Богацкая
Фото: личный архив спикера